Общая
информация о крае
Название
края происходит из местного гидронима Шатур, который входит в обширный
ареал гидронимии на -ур (Синур, Нинур и др.), охватывающий левобережье
Среднего Поочья.
Шатурский
район - это восточная окраина Московской области, он лежит на самой
границе с Владимирской и Рязанской областями. Его протяженность
с севера на юг - 92 км, с запада на восток - 55 км. Общая площадь
района равна примерно 271 554 гектара. Он занимает северо-восточную
часть Мещерской низменности.
Как
административная единица, Шатурский район сравнительно молод: официально
он был обозначен в 1956 году. А его нынешние границы определились
в основном в 1960 году, когда в административное подчинение к Шатуре
перешли поселения Коробовского района. Район является одним из самых
больших по территории и самым отдаленным от Москвы. В районе проживает
около 98 тысяч человек населения. Районным центром является г. Шатура.
Географическая широта Шатуры составляет 55°34', географическая долгота
- 39°30'.
Природа
Шатурского района
Как
и вся Мещера, Шатурский район богат лесами, реками, озерами и болотами.
Леса, в основном хвойные, сосновые, занимают 138 тысяч гектаров,
то есть около 45% его территории.
Район
по праву считается и озерным краем: здесь насчитываются 48 озер
общей площадью 5819 гектаров. Наряду с болотами это составляет около
34 % его территории. Крупные озера: Святое, Муромское, Великое,
Белое, Карасево, Черное, Спасское, Торбеевское, Долгое, Глубокое,
Дубовое. Район богат родниками, по его территории протекает шесть
рек, общая протяженность которых составляет 189 километров. Главные
реки: притоки Клязьмы - Поля с Воймегой, Ушма с Попорью, приток
Цны Летовка, приток Пры Ялма. Одна из них, Поля, впадает в Клязьму.
Наиболее
крупное торфяное болото - Петровско-Кобелевское - с прилегающими
к нему Поливановским и Великим болотами. Разработка торфа здесь
была начата во время гражданской войны. Торфоразработки в районе
продолжаются в широком масштабе (Петровско-Кобелевское, Бакшеево,
Поливановское, Великое, Туголесский Бор и другие месторождения).
Из
других ископаемых заметную роль играют месторождения белых песков;
главные залежи их расположены в радиусе 5-8 км от поселка Мишеронь.
В южной и западной частях района есть железная руда болотного происхождения.
Она распространена по долинам рек вблизи деревень Маврино, Шелагурово,
Великодворье, Тюшино, Шарапове. Руда сложена лепешкообразными конкрециями
или плотным туфовидным железняком с содержанием железа иногда до
58%. Рудное железо залегает в окрестностях поселков Мишеронь и Пустоша
на глубине 3 - 4 метра. В районе имеются также обширные залежи различных
глин.
Растительный
и животный мир района богат и разнообразен. В еголесах обитают лоси,
кабаны, волки, рыси, лисы, зайцы, горностай, норка, ласка, куница,
енотовидная собака и другие звери. На водоемах здесь хорошо чувствуют
себя выдра, ондатра, есть бобры, в небольших речках встречается
выхухоль. Нигде в мире, кроме европейской части нашей страны этот
зверек не водится. На территории района встречаются такие пресмыкающиеся,
как гадюка, медянка, веретеница, из птиц - тетерев, глухарь, серая
цапля, большая выпь, канюк, куропатка, серый журавль филин, удод,
зимородок, седой дятел, камышевка, ремез, ворон. Залетают сюда из
соседнего Егорьевского, района скопа, змееяд, орлан-белохвост. Немало
там и редких растений. Одно из них - ятрыщник пятнистый. Это многолетнее
травянистое растение из семейства орхидных, подвид ятрышника шлемоносного,
занесенного в Красную книгу.
В
целях охраны животного и растительного мира на территории района
имеются более 20 заказников и памятников природы. В их числе имеющий
республиканское значение "Черустинский лес", занимающий
площадь 21414 гектаров. Это крупный, типичный для Мещерской низменности
комплекс малоизмененных лесных и болотных экосистем, местообитание
многих редких, в том числе занесенных в Красную книгу, растений
и животных. 300 гектаров площади занимает заказник "Озеро Белое
Бордуковской группы и окружающий его лесной массив". Это единственное
в Московской области место, где встречаются полушник щетиновидный
- редкое реликтовое растение, ареал которого быстро сокращается
в связи с загрязнением озер. Заказник " Озеро Белое является
одним из наиболее глубоких озер Московской области. К числу памятников
природы относится сосна-исполин в Шатурском лесничестве, возраст
которой превышает 300 лет. Окрестности озер Филинское и Тельминское",
общая площадь которого составляет 2000 гектаров, - местообитание
таких редких растений и животных, как береза приземистая, северного
вида, осока вилюйская, серый журавль, и т.д.
История
шатурского края
Мещерская
и Шатурская земли в междуречье Оки и Клязьмы хранят в себе много
свидетельств жизни первобытного человека. Под слоем торфа законсервированы
вещественные предметы, доказывающие существование множества стоянок
древнего человека в эпоху, отстоящую от нас на пять-шесть тысячелетий
- от позднего каменного века (неолита) до железного века. Археологические
исследования Шатурского края начались лишь в прошлом веке, когда
приступили к осушению болот.
После отступления ледников все мещерские озера составляли одну акваторию.
В процессе потепления земля покрывалась растительностью, берега
заболачивались, образовывались торфяники. Из одного огромного озера
возникало множество отдельных озер. Мощные пласты глины, залегающие
на небольшой глубине, препятствовали проникновению вод в глубину
земли. Вода застаивалась, появлялись мшары - обширные пространства
непроходимых топей.
С
началом мелиоративных работ появились первые археологические находки
в шатурском крае. Но комплексное археологическое обследование шатурских
земель не проводилось, а то, что было найдено, частично осело в
московских музеях, а большая часть находок утеряна. Так, например,
при строительстве Шатурской ГРЭС из недр земли был извлечен бивень
мамонта - свидетель далекой эпохи доледникового периода. Где он
сейчас - неизвестно. Погребено под дорожным асфальтом древнейшее
село Вышелес а здесь наверняка имелись интереснейшие для археологов
находки.
В
70-х годах нашего столетия археологами обследованы 64 селища, раскопаны
стоянки доисторических людей 2-5 тысячелетие до новой эры, бронзовый
век). Описание результатов исследования, сделанное В. А. Сидоровым
и А. В. Инговатовой, находятся в Шатурском краеведческом музее.
"Впервые удалось увидеть следы кратковременного поселения раннего
неолита, заключенные в толщу торфа". Почему кратковременного?
Очевидно, здешние племена вели кочевой образ жизни.
В
ту пору, когда здесь жили общины оседлых рыбаков, людей озер, к
ним переселились их дальние родичи из северной Белоруссии и с верхнего
Днепра. Что заставило их мигрировать? Наверное, давление воинственных,
агрессивных соседей-скотоводов. Люди северо-белорусской культуры
переселились сюда массово и явно смешались с волосовцами, образовав
фактически единый народ. Такое смешанное население жило и восточнее
- вплоть до нижней Оки, и севернее - на Медведице". Именно
здесь, в междуречье Оки и Клязьмы, во втором тысячелетии до нашей
эры и зарождалось ядро великого скифо - росского государства. Славяне
не были здесь некими оккупантами - это были их исконные земли. И
раскопы Воймежной стоянки убедительно доказывают, что на большом
пространстве от Днепра до Волги пять тысяч лет назад существовал
единый народ.
На
стоянке Воймежной обнаружено много свидетельств повседневной жизни
наших далеких предков. Так, находки позволили определить, что первобытные
люди питались в основном мясом лося и рыбой. Но охотились и на оленя,
бобра и других зверей, а также на дикую курицу и других обитателей
среды, близкой по характеристике к степной зоне. Видно, здесь оканчивалась
зона степей Приокской поймы. Каменные орудия (сверло-проколка, наконечники
стрел, тесло, полированные топоры), сосуды и ожерелья сохранились
в Московском краю со времен неолита (нового каменного века). Второе
появление археологов на этой стоянке произошло только через шестнадцать
лет, но стоянка уже была уничтожена рекультивацией.
Известно,
что на берегах реки Ушмы имеются древние курганы, есть они и у села
Кривандина. Много еще селищ и стоянок древнего человека не исследовано
на Шатурской земле. Ждут археологов курганы у деревень Великодворье
и Ловчиково.
Шатурский
архипелаг, расположенный в междуречье Оки и Клязьмы, в период скифской
Руси занимал одну из центральных областей Великого Скифского государства.
Сегодня мы не можем сказать, где была главная столица громадного
языческого царства, да и была ли она; где находилось главное святилище
богов, такое, как, скажем, Олимп у идолопоклонников Древней Греции.
Вероятно, таких святилищ было несколько. Административное
устройство родовых общин и племен было основано на народовластии,
говоря нынешним языком - было конфедеративным, использующим самые
демократические принципы управления.
В
пределах каждой области, ограниченной естественными рубежами (реки,
горы, моря), был свой верховный жрец и свой верховный военачальник
- архонт, который избирался всеми членами рода или племени. Племена,
живущие в скифские времена на Шатурской земле до периода хазарского
нашествия, вели кочевой образ жизни, в основном в пределах своей
области. А дружины воинов во главе с архонтом совершали глубокие
рейды за пределы не только своей области, но и выходили на дальние
рубежи всей Скифии - от Карпат до Алтая, от ражая набеги враждебных
племен, устрашая их смелыми вылазками и набегами в глубь сопредельных
царств, в том числе в Грецию и к границам Китая. Воины были хорошо
вооружены и физически выносливы. Скифы первыми использовали железо,
из которого делали мечи и воинские доспехи. И эти железные доспехи
выковывались, на Шатурской земле, где был освоен наипростейший способ
получения железа из болотистых руд и черно-красных глин.
Основной
магистралью, по которой двигались дружины, купцы и торговый люд,
были многочисленные полноводные и спокойные реки Бужа, Цна, Пра.
По ним они в лодках-однодеревках выходили к Дону, а оттуда - к Черному
морю.
Второй
маршрут был на север и на восток по рекам Поле и Клязьме, а затем
по Волге уходили в Хорезмское царство и на Кавказ.
Можно
предположить, что главное святилище племен междуречья Оки и Клязьмы,
посвященное богу Перуну, находилось на самой высшей отметке - 162
метра-в районе нынешнего села Тугалес. И, вероятно, изначально город
Муром, как языческий центр, расположен был в районе тугалесских
озер. В начале XI века он был разрушен киевским князем Константином
и основан заново уже на том месте, где стоит и поныне.
В
период утверждения христианства и образования Великого Владимирского
княжества шатурские земли оказались между Черниговским, Смоленским
и Муромо-Рязанским княжествами.
Земли,
входящие теперь в Шатурский район, во времена изначальной Руси принадлежали
нескольким княжествам. Северная часть сначала относилась к Ростовской
земле, затем к Ростово-Суздальскому княжеству, в последующем - к
Владимиро-Суздальскому княжеству; восточная часть - к Муромскому
княжеству; небольшой участок юго-западной стороны входил в Черниговское
княжество, а позже - в Рязанское. С образованием Великого Владимирского
княжества (1157 год) основной массив шатурских земель отошел под
руку владимирских князей.
Зимой
1237 года черной тучей надвинулись на Владимиро-Суздальскую землю
татаро-монгольские орды. Разгромлена Рязань, захвачены и сожжены
Коломна, Москва.
Второго
февраля 1238 года началась осада Владимира. Через неделю город пал,
все его жители были перебиты "до сущего младенца". В конце
февраля 1238 года на реке Сити произошла битва владимиро-суздальских
князей с ордынцами. "Бысть сеча зла", - сообщает летописец,
князья - воеводы - были перебиты либо взяты в плен, дружины их полегли
на поле боя. Главными защитниками местного населения остались непроходимые
болота и лесные дебри, где и спасались они от "окаянных кровопийц".
А
повидала их Шатурская земля великое множество: здесь пересекались
маршруты движения орд, как с юга на север, так и с запада на восток.
Через Шатурскую землю проходили дороги из Владимира в Киев, Коломну
и Рязань, по которым двигались полчища завоевателей. На этих дорогах
стояли укрепленные сторожевые вежи, охраняющие подступы к Владимиру.
Такими вежами, вероятнее всего, были Шатур, Тугалес, Радовицы и
другие населенные пункты.
Александр
Невский был последним великим князем, княжившим по старинному обычаю
в самом Владимире. Его братья - Ярослав Тверской и Василий Костромской,
получив ярлык на великое владимирское княжение, жили не во Владимире,
а в своих уделах. После княжения Александра Невского настало такое
время, когда удельные князья борются между собой за ярлык на великое
княжение не ради старшинства и укрепления русского государства,
а лишь для того, чтобы увеличить свои собственные уделы за счет
других. С этого времени Владимирское княжество все более теряет
свое значение как Великое. Этому способствовали, конечно, и ордынцы,
оторые не могли допустить усиления старшего князя.
Многолетняя
кровавая борьба за великое княжение закончилась победой московского
князя Ивана Калиты, утвердившегося на великокняжеском престоле с
помощью Орды в 1328 году. С этого времени московские князья получают
великокняжеский сан.
Историки
объясняют причины усиления Москвы близостью ее к Западу и к Византии,
лучшими коммуникациями и более удобным расположением, нежели Владимир.
Однако главной причиной в потере великокняжеского значения Владимира
являлось опустошение края, истощение его природных и людских ресурсов.
Однако митрополит православной церкви по-прежнему находился во Владимире,
а на шатурских землях были обширные митрополичьи волости - Сенежская
и Баглачевская с богатыми рыбными промыслами и бортними угодьями.
Московскому князю приходилось принимать благословение во Владимирском
Успенском соборе. И только при Иване Даниловиче Калите резиденция
русского митрополита была перенесена в Москву.
История
Шатурского края теперь уже была навсегда связана с историей Москвы.
И потому по духовным грамотам Ивана Калиты великокняжеская Владимирская
область, а с нею и шатурские земли, переходят старшему из сыновей,
Симеону, впоследствии названному Гордым, на печатях которого впервые
появилось: "Печать князя великого Семенова всея Руси".
Так закрепилось положение Москвы как церковной и светской столицы
"всея Руси"; в подчинение к ней постепенно переходят все
удельные русские княжества. Со второй половины XIV века северо-восточные
земли получили общее наименование - "Великая Русь". В
конце XVI - начале XVII века на Руси пресеклась царствующая династия
Рюриковичей, и все земли русские оказались в страшной смуте. Началась
борьба за престол, которой воспользовались Польша и Литва для достижения
своих целей. Польско-литовские отряды страшным смерчем прокатились
по Русской земле.
В
шатурских краях орудовал пан Лисовский. Многие села и деревни были
сожжены, православные монастыри и церкви - разрушены. Оставшиеся
в живых крестьяне уходили из родных пределов в иные места в поисках
жилья и пропитания. Царь Алексей Михайлович (1629-1676), взошедший
на престол в 1645 году, начал активно заселять здешние земли, переводя
сюда крестьян из Литвы, Польши и Белоруссии. В замосковном крае
были поселены пленные, захваченные в ходе успешной борьбы с Литвой.
Десятки тысяч людей были посажены в междуречье Оки и Клязьмы. Появились
переселенцы и из более близких мест - например, из Каширского уезда.
Владимирский уезд, куда входил основной массив земель современного
Шатурского района, постепенно восстанавливал народонаселение и возрождался
к жизни.
Шатура
православная
Приходские
церкви являлись обязательными в каждом селе. На Шатурской земле
к концу XIX века было 15 сел, в которых насчитывалось 18 церквей.
Вот эти села и церкви:
|
Архангельское,
церкви Сретенская и Архангельская; |
|
Власово,
церковь Покровская; |
|
Вышелес,
церкви Успенская и Никольская; |
|
Дуброво,
церковь Воскресенская; |
|
Заболотное
(Пески, Новосельцево); |
|
Илкодино
- Рождества Христова; |
|
Кузнецы; |
|
Кутиполе; |
|
Ланино,
церковь Троицкая; |
|
Навошино,
церковь Покровская; |
|
Петровское
(до 1896 г. деревня), церковь Казанская; |
|
Радовицы
(Служная Слобода, Подмонастырское), церковь Рождества Богородицы; |
|
Середниково,
церковь Никольская; |
|
Шарапово,
церковь Троицкая; |
|
Шеино,
церкви Казанская и Всех скорбящих Радости. |
Часть
шатурских деревень входила в приходы церквей сел Жабки, Красное,
Ялмонт. Кроме того, в имениях помещиков были домовые Церкви, которые
не учитывались в епархиальных консисториях и статистических сводках.
Из
писцовых книг XVII века до нас дошли упоминания одиннадцати погостов
и церквей на них, которые располагались в пределах нынешнего Шатурского
района:
|
Погост
Шатур упоминается в 1423 году: "В Суловской кромине погост
на реке Поле, а на погосте церкви Никольская и Казанская"
(с 1838 г. - Христа Спасителя); |
|
Погост
Сенгу упоминается в 1411 году: "Спас - Сенежской области
погост Сенгу у Свята озера"; церкви Преображенская и Рождества
Богородицы; |
|
Погост
Кривалдино (Кривандино). "Погост на государеве цареве и
великого князя земле". Церковь Воскресенская и Покрова
Богородицы; |
|
Погост
Тугалес. "Погост в стане Ловчего пути", церкви Пятницкая
и Казанская; |
|
Дмитровский
погост. "В Бабинской кромине погост на р. Ялме да на речке
Чисморе", церкви Дмитрия Солунского и Всех Святых; |
|
Погост
Телема. "В Зачисморской кромине в Терьлеме погост".
Церкви Пятницкая и Успенская; |
|
Пустопольский
погост. "Никольский погост Пустое Поле", церковь Никольская; |
|
Погост
Остров. "Троицкий погост волости Остров Вышелесский"
(церкви Троицкая и Зачатиевская), упоминается в 1453 году; |
|
Погост
Фроловский, Радушкино тож. "В Тереховской кромине погост
Фроловский на реке на Ялме, церкви Николы Чудотворца, да другая
Фрола и Лавра"; |
|
Погост
Ильмяны, Куплиям тож. Церкви Покровская и Вознесенская; |
|
Погост
Гридино. "Пустошь Гридина, при колодце, а на погосте церковь
Покровская". |
Всего
в писцовых книгах перечислено 19 церквей на погостах; каждый погост,
кроме приходской церкви, имел еще и кладбищенскую.
В
разное время на Шатурской земле существовало четыре монастыря:
|
Воскресенский
(Тереховский) монастырь, был разрушен в XVII веке паном Лисовским; |
|
Никольский
мужской монастырь (село Погостище, церковь Никольская), был
упразднен в XVIII веке; |
|
Николо-Радовицкий
монастырь, церкви: Никольская, Рождества Богородицы; Иоакима
и Анны. В полном Православном Богословском энциклопедическом
словаре датой его основания указывается 1584 год. |
|
Бывшая
Тихвинская женская обитель (село Евлево), церковь во имя Тихвинской
иконы Божьей Матери, в советское время были переданы под Дом
отдыха газеты "Известия". |
В
30-е годы большинство шатурских церквей было закрыто, разграблено
и впоследствии разрушено. До основания разрушена величественная
(высотой 33 сажени) колокольня в Дмитровском Погосте, а церковь
стала Домом культуры. Разрушены каменные церкви в селах Архангельское
и Радушкино, сожжены в селах Шатур (в 1976 году), Ланино, в Дуброве;
в селе Вышелес церковь сгорела в 1944 году вместе с заключенными
в ней пленными немцами.
После
Великой Отечественной войны были восстановлены церкви в селах Власовское
и Тугалес (Лузгарино). В последние годы возрождаются церкви в Радовицах,
в Гридиной пустоши, в селе Дмитровский Погост.
Однако
в лесах Шатуры остаются ещё заброшенные церкви,
которые ждут своего возрождения.
Герб
города
Герб
Шатуры представляет собой щит, что пересечен нитяным серебряным
поясом. В верхнем червленом поле Святой Георгий в золотом одеянии
с нимбом, лазуревой приволоке на серебряном коне с золотой гривой,
хвостом и копытами, влево, поражает копьем золотого змия. Нижнее
зеленое поле пересечено пятью узкими волнистыми лазуревыми, окаймленными
серебром, поясами. Поверх всего червленый круг обремененный электроопорой
со стрелой, изображенных в виде соединенных сквозных ромбов в столб
и золотого острия с внутренним втянутым основанием вправо. Червленый
круг сопровождается по сторонам золотыми колосом и частью зубчатого
колеса, расторгнутых вверху сквозными треугольниками, переплетенными
с подобными же ромбами, внизу - серебряной пластиной с лазуревыми
цифрами 1936. Герб утвержден главой администрации Шатурского района
16 ноября 1995 г. №1268. Автор герба Мария Анатольевна Еремина.
История
г. Шатуры
Имя
свое Шатура приняла от находившегося неподалеку сельца Шатур, письменное
упоминание о котором впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте
великого князя Московского Василия Дмитриевича.
Сельцо
Шатур было одним из сторожевых постов, что стояли на границе Великого
Владимиро-Суздальского княжества с Муромо-Рязанским, которая в старинные
времена проходила по реке Поля до села Кривандино, откуда резко
поворачивала на восток. Шатур был расположен в очень удобном для
сторожевого поста месте - на небольшом возвышении, защищенном от
внезапного нападения рекой Полей.
Много
легенд бытует о происхождении села Шатур и загадочном его названии.
Его выводят от шатров, которые ставили близ села российские цари,
кто-то утверждает, что здесь деревья росли шатрами... Но чаще бытует
точка зрения, что слово "Шатур" - угро-финского происхождения,
оставлено нам племенами, неведомо как и когда исчезнувшими.
С
определенной долей вероятности можно утверждть, что в древности
на месте сельца Шатур было главное святилище змеиного бога Ура.
Слово "шатур" состоит из двух корней: шат - что означает
"небольшая горка" и ур - змеиный царь, бог. Здесь, по
видимому, было капище языческого бога Ура, где наши предки-язычники
молились об удачной охоте, обращались к силам природы и к духам
добра и зла, приносили им жертвы.
Необходимой
принадлежностью капища был ритуальный камень. И таковой имеется
здесь в реальности. На юг от Шатура, в одной версте от сельца, врос
в землю камень огромных размеров. Найти его нелегко. Легенды об
этом камне бытуют и по сей день: людская молва говорит о том, что
с очень давних времен под ним находится клад. Были, конечно, и желающие
взять сокровища, но о результатах раскопок история умалчивает.
Вблизи
языческого капища должен быть водный источник - "кладезь многочестный",
родник или священные "студеницы". Местные старожилы еще
помнят родник вблизи ритуального камня; возле него в христианские
времена была сооружена часовня. В настоящее время родник заглох,
а часовня разрушилась - от них не осталось и следа.
Почему
же именно змеиному богу поклонялись наши предки? На рисунках и орнаментах,
сохранившихся на глиняной посуде, на жертвенниках, чарах для воды
встречаются изображения змей и змеиный узор. Змеи иногда изображались
в одиночку, но самым распространенным было изображение двух змей,
соприкасающихся головами (обращенными в разные стороны) и образующих
спиральный клубок. Это не зловредные гадюки, а мирные ужи, которые
у многих народов почитались как покровители, защитники дома. Жившие
на Шатурской земле племена постоянно сталкивались со стихией змеиного
царства. Наблюдения над поведением этих мудрых тварей вызывали уважение,
а затем и поклонение им. Люди научились использовать опасное соседство
себе во благо.
На
месте сельца Шатур располагалось капище и стоял деревянный идол,
посвященный змеиному богу. Здесь жили волхвы и колдуны, заклинатели
стихийных сил змеиного царства. Они совершали жертвоприношения,
исцеляли больных, хоронили умерших.
Обряд
похорон совершался у жертвенного огня. Умершего помещали в особую
лодку - ковчег, поджигали и скатывали лодку в реку Полю. И плыли
по реке в царство вечности горящие факелы, озаряя берега печальными
всполохами, до тех пор, пока не прогорит осмоленное дно ковчега
и темные воды реки не примут в свое лоно прах умершего... Нет на
Шатурской земле курганных захоронений "людей озер" III-I
тысячелетий до нашей эры, зато в реке Поле в 50-60 годы находили
обуглившийся мореный дуб из времен незнаемых.
Шатур относился к Ростово-Суздальской земле, а с образованием Великого
Владимирского княжества отошел под руку владимирских князей. За
его околицей проходил старинный Бронницкий тракт - большая дорога
на Владимир. По этой дороге владимирские князья Андрей Боголюбский
(ок. 1111-1174) и Всеволод III Большое Гнездо (1154-1212) со своими
дружинами не раз проезжали на Киев.
В
начале XIV века Шатур, входивший в Гуслицкую волость, принадлежал
боярину черниговского княжества Феодору Бяконту из рода Плещеевых.
Гуслицкая волость входила в Коломенский уезд. Когда присоединили
Коломну к Московскому княжеству, Шатур оказался на московских землях.
В 1423 году появляется первое письменное упоминание о Шатуре - в
духовной грамоте великого князя московского Василия I (1371-1425).
Сын Дмитрия Донского передает сельцо Шатур своей жене, Софье Витовтовне.
По
ее завещанию в 1453 году вотчины переходят к внукам. Один из внуков,
Иван Васильевич (1440-1505), становится в 1462 году великим князем
московским, отбирает Шатур и другие волости у своих братьев и делает
эти вотчины государевыми. Царь Иван Васильевич Грозный (1530-1584)
берет под свою руку всю Гуслицкую волость, а село Высоково отдает
Чудову монастырю. В это время и образуются Высоцкая и Шатурская
волости.
Сельцо
Шатур именуется теперь погостом, здесь сосредоточены волостная управа
и церковный причт. На торговой площади были воздвигнуты церкви,
вокруг Шатура стояли гридни для княжеских дружин. Мимо села днем
и ночью шли торговые обозы, здесь в распутицу можно было пересесть
на лодки и плыть до Владимира по реке. Течение воды почти незаметное,
так как перепад уровней к впадению реки Поли в Клязьму составляет
не более десяти метров на 130 км, 8 мм на 1 км. Во время литовского
разорения все земли Ловчего пути обезлюдели, и Шатурская волость
в это время сливается с Сенежским и Пырковым станами. Но к середине
XVII века село бурно развивается, и Шатурский погост становится
одним из самых больших приходов Владимирской епархии.
В
этот период начинается раздача всех государевых земель служилым
людям, сынам боярским и казакам, за участие в освобождении Москвы
от поляков. К концу XVII века многие земли оказались во владении
монастырей, так как прежние владельцы дарили свои вотчины за вечное
поминовение своих усопших родственников. Петр I проводит секуляризацию
церковных земель, и в начале XVIII века деревни и пустоши вокруг
села Шатур переходят в коллегию конфискации государственного имущества.
При Анне Иоанновне в 1740 году пять деревень Шатурского прихода:
Лескове, Навольново, Жашково, Федотиха и Горки - с четырьмя тысячами
десятин земли покупает дед Владимира Сергеевича Печерина, известного
общественного деятеля, философа, поэта, профессора Московского университета
(1807-1885). Другие деревни Шатурского прихода принадлежали родственникам
Печериных Дружининым и Ильиным. Некоторые из них похоронены на кладбищах
сел Шатур и Жашкова (Знаменское).
На
это время - середина XVIII века - приходится расцвет Шатура. Было
в нем две церкви - Никольская и Христа Спасителя, в приход входило
19 деревень.
Однако
матушке царице Екатерине II, когда она в 1775 году проезжала по
этим местам, больше приглянулось село Высокое. Не задумываясь, купила
она его у Чудова монастыря, заплатив по 75 рублей за каждую душу
мужского пола. А было в селе 81 душа мужская и 107 женских душ.
Женщины и бобыли в то время в придачу давались бесплатно. С тех
пор и осталось село Шатур за обочиной жизни.
В
1778 году Екатерина II образует Рязанское наместничество, а с 1782
года Рязанскую губернию. Село Высоково получает статус города и
называется Егорием Высоким (Егорьевском). Образуется Егорьевский
уезд. Шатурская волость упраздняется и вместе с приходскими деревнями
входит в состав вновь учрежденной Старо - Васильевской волости Егорьевского
уезда.
Но
в 1796 году царь Павел I упраздняет Егорьевский уезд, город Егорьевск
выводит за штат, а села и деревни, входившие в него, подчиняет городу
Зарайску.
В
1802 году Александр I возвращает городу Егорьевску уездное значение
и выделяет средства на содержание градоначальника с воинской командой
и присутственного места с надлежащими чиновниками. С того времени
и до 1922 года Егорьевский уезд входил в Рязанскую губернию.
В
1922 году он был включен в состав Московской губернии, но часть
его волостей - Фроловская, Архангельская и Лекинская - остаются
в Рязанской губернии. В это время образуется Шатурский сельский
совет. В двадцатые годы, с началом промышленных торфоразработок
и строительством ГРЭС, село Шатур окончательно уходит на обочину
жизни. Но имя его сохраняется во вновь возникающих поселениях: совхоз
"Шатура", поселки Шатурстрой, Шатурторф, Шатурский. В
1936 году появляется город Шатура. В предчувствии своего полного
исчезновения село Шатур передало свое имя новому городу и району.
Современная
история Шатуры начинается после революции, когда обратили внимание
на возможности шатурских запасов топлива и их значение для развития
хозяйства России.
20
апреля 1918 года Ленин подписал декрет "О разработке торфяного
топлива". Советское торфяное дело получило твердую организационную
базу. Было решено сначала построить временную электростанцию, для
исследования возможностей торфа в качестве топлива. Её строительство
наметили на 1919 год с тем, чтобы весной 1920 года она была пущена
в строй. В 1919 году был основан посёлок Шатурстрой при строительстве
ГРЭС. В 1920 году образован посёлок Чёрное Озеро. В этом же году
пробная электростанция была пущена в эксплуатацию. Однако из-за
того, что технология использования торфа ещё только-только отрабатывалась,
через полгода по техническим причинам станция была закрыта.
В
июле 1923 года произошла закладка электростанции Большой Шатуры,
которая была торжественно открыта в декабре 1925 года. Шатурская
ГРЭС - одна из основных среди тридцати, вводимых по плану ГОЭЛРО,
была построена за 600 дней. И стала самой экономичной электростанцией.
Себестоимость киловатт-час на ней составила около двух довоенных
копеек - американский цент.
В
1928 году из 3-х посёлков образован посёлок Шатура.
С
ростом мощности новой станции ей требовалось все больше и больше
топлива. Вследствие этого в 1927 году вступило в строй крупнейшее
по тем временам Петровское торфопредприятие. В 1930 году началась
добыча торфа на Бакшеевском предприятии, в 1935-м - на "Туголесском
Боре".
1
декабря 1935 года Большая Шатура наконец то вышла на проектную мощность.
Общая мощность Шатурской электростанции к 1935 году была доведена
с 48 тысяч киловатт до 180 тысяч.
В
1936 году посёлок Шатура был преобразован в город.
Огромную
роль, сыграл шатурский торф в годы Великой Отечественной войны.
Когда фашисты рвались к нашей столице и она была отрезана от основных
топливно-энергетических районов, Москва и Московская область бесперебойно
получали электроэнергию из Шатуры.
В
1966 году началась реконструкция станции. Взамен устаревшего оборудования
были введены в строй пять современных энергоблоков по 210 киловатт.
В 1982 году была произведена дальнейшая модернизация станции: введен
в эксплуатацию теплофикационный котел, что позволило значительно
повысить надежность и экономичность теплоснабжения потребителей.
Мощность станции достигла 1 миллиона 100 тысяч киловатт.
В
1990 году на ГРЭС № 5 были завершены работы по переводу на газ всех
семи котлов. Это благотворно сказалось на окружающей среде, на экологической
обстановке в районе.
Шатура
сегодня
Современная
Шатура - это не только город торфяников и энергетиков. В 1961 году
первую продукцию выпустил мебельный комбинат, ставший со временем
флагманом своей отрасли в стране. В 1986 году в шатурский ландшафт
органично вписались корпуса Научно - исследовательского центра по
технологическим лазерам.
Благодаря
усилиям местных строителей некогда деревянный поселок превратился
в уютный и красивый город. Кроме градообразующих предприятий, в
Шатуре имеются производства по переработке сельскохозяйственной
продукции, предприятия легкой промышленности, транспортные и другие.
В
Шатурском районе расположены Мишеронский стекольный и деревообрабатывающие
заводы, а также рыбоводческие хозяйства. Аграрный сектор представлен
полутора сотнями акционерных обществ, агропромышленных комбинатов
и фермерских хозяйств. Основное направление их деятельности - производство
молока, картофеля, овощей. Широко развито коллективное садоводство
и огородничество, создано 100 товариществ на площадях выработанных
торфяников.
Использованы
материалы:
|