Не
так уж много городов в Подмосковье и во всей России, история которых
начинается во времена Юрия Долгорукого. Само его имя - Дмитров -
сохраняет подлинный вкус русской речи, дышит русской историей. Родившись
так далеко, он одними уже тревогами, замыслами и деяниями своего
основателя стал неразрывно связан с предшествующей историей Древней
Руси. А затем его неполные девять веков как в капле воды отразили
все этапы последующего становления и развития Русского государства.
Удельный и уездный Дмитров многое пережил и достойно вынес на своих
плечах непростую роль младшего брата и северного рубежа Москвы.
О
районе
Дмитровский
район тянется вдоль канала им. Москвы
и граничит с Талдомским, Сергиево-Посадским, Пушкинским, Мытищинским,
Солнечногорским и Клинским районами Московской области. Протяженность
Дмитровского района около 70 км с юга на север и 40 км с запада
на восток. Территория района составляет 2,16 тысячи квадратных км,
население - 149 тысяч человек.
По
разнообразию природных условий, и в особенности, ландшафту, Дмитровский
район - один из самых интересных в Московской области. Территория
района состоит из двух ярко выраженных ландшафтных зон: низинной
- к северу от Дмитрова (часть Волжско-Дубненской низменности и возвышенной
(Клинско-Дмитровская гряда).
Общая
информация о городе
Дмитров
- город областного подчинения в Московской области, центр Дмитровского
района. Располагается в 70 километрах к северу от столицы. Географическая
широта: 56°22'. Географическая долгота: 37°32'.
Численность
населения на настоящее время составляет 64,8 тыс. человек.
В
состав современного Дмитрова кроме центральной части входят и другие
более мелкие микрорайоны им. Аверьянова, им. Махалина, ДЗФС, РТС,
Каналстрой, Заречье, Космонавтов, Шпилево, Бирлово и другие. Дмитрову
также административно подчинен микрорайон Яхромы Перемилово.
История
Дмитрова
"…родился
князю Юрию сын Дмитрей, бе бо тогда в полюдье на реке на Яхроме,
и со княгинею и заложи град во имя сына своего и нарече и Дмитров,
а сына нарече Всеволодом". так рассказывает летопись об основании
Дмитрова. Другими словами, основатель города Ростово-Суздальский
князь Юрий Долгорукий назвал Дмитров в честь родившегося у него
в 1154 году сына, известного в истории как Всеволод Большое Гнездо.
Таково
первое известие о городе. Однако и задолго до этого здесь находилось
поселение. Археологические находки свидетельствуют, что оно возникло
еще в глубокой древности. В ближних и дальних окрестностях Дмитрова
были обнаружены неолитические стоянки, могильники эпохи бронзы,
городища раннего железного века и курганы XI - XIII веков. Несколько
поселений XI - XIII веков выявлено на территории города. В экспозиции
музея представлены найденные при раскопках железная гиря, рыболовные
крючки, замок и другие предметы.
В
XIII - XIV веке небольшое дмитровское княжество оказалось в центре
противоборства между Тверью и Москвой. В середине XIV века мудрый
московский князь Иван Данилович перекупил ханский ярлык на Дмитров
и город вошел в состав Московского княжества. Дмитрий Донской отдал
его в удел своему сыну Петру.
Дмитров
возник как город-крепость на границе Ростово-Суздальского княжества.
Его назначением было заслонять от недругов пути в Суздальские земли,
которые шли по реке Яхроме и по реке Дубне. Расположение города
было выбрано весьма удачно: непреодолимым препятствием для врага
служили с западной стороны река Яхрома, а с северной - непроходимые
болота и леса. Город был обнесен валом, длина которого составляла
около километра, а первоначальная высота - 1,5- метра, но постепенно
вал рос и достиг высоты 18 - 20 метров. По валу проходили деревянные
стены из дуба, с трех сторон вал был окружен глубоким рвом, заполненным
водой; ширина рва местами доходила до 30 метров. В город вели двое
ворот: Никольские (с западной стороны) и Егорьевские ( с юго-западной).
За
свою историю Дмитров неоднократно подвергался разрушению от междоусобных
княжеских войн, в 1238, 1253, 1293, 1317, 1382 и 1408 годах его
сжигали татаро-монгольские завоеватели. В 1372 году Дмитров подвергнулся
нашествию войска литовского князя Ольгерда.
Но
каждый раз город возрождался из пепла, восстанавливались крепостные
стены, просуществовавшие вплоть до начала XVII века.
Важную
роль в истории Дмитрова сыграло его месторасположение на берегу
Яхромы, которая впадает в реку Сестру, Сестра - в Дубну, Дубна -
в Волгу. Таким образом, город был связан водным путем со многими
территориями Древней Руси: Тверью, Нижним Новгородом, южными и северными
землями.
Дмитров
являлся ближайшей речной пристанью Москвы. Дорога к нему от Москвы
шла "сухопутьем", а уже от Дмитрова начинался, как тогда
говорили, "водяной ход" в Волгу по рекам Яхроме, Сестре
и Дубне. Это был важный торговый путь, связывавший Москву с севером
и отчасти с западом.
Кроме
того, он стоял на границе трех соперничавших княжеств: Переславского,
Тверского и Московского, между которыми шла непрерывная борьба за
расширение своих земель, усиление влияния.
Таким
образом, географическое положение Дмитрова включает его в центр
военных и политических событий, способствует развитию торговых связей
города.
В
1281 году возле Дмитрова сошлись на битву князья Дмитрий Переяславский,
Святослав Тверской, Даниил Московский, пять дней стояли друг против
друга, но, договорившись о мире, разошлись.
А
в 1300 - 1301 годах в Дмитрове состоялся съезд четырех князей: великого
князя Владимирского Андрея, Тверского князя Михаила, Переславского
князя Ивана и великого князя Московского Даниила. Съезд князей не
решил всех спорных проблем, междоусобица не прекращалась, и тем
не менее это замечательное событие нашло свое отражение на гербе
Дмитрова.
Когда
к концу XVI века торговая дорога на север, в Архангельск, прошла
через Ярославль и Вологду, минуя Дмитров, это сказалось на его положении.
Город стал быстро терять свое значение.
Суровые
испытания пришлось перенести Дмитрову в начале XVII века, в период
"смуты" и интервенции. В 1610 году захватчики захватили
город и нанесли ему большой урон. Вскоре удалось освободить Дмитров,
но, отступая, польский гетман Ян Сапега сжег деревянные укрепления,
которые более уже не восстанавливались. После этого разорения город
долго не мог оправиться.
Новый
экономический подъем Дмитрова был связан с возникновением северной
столицы - Петербурга. Водный торговый путь, связывавший Москву с
Петербургом, опять прошел через Верхнюю Волгу. Дмитров поставлял
в новую столицу хлеб и овощи. Город менял облик, население его росло.
Увеличивались торговые обороты дмитровских купцов. В конце XVIII
века в городе возникают небольшие промышленные заведения - несколько
кожевенных, солодовенных и сальных заводов.
Во
время Отечественной войны 1812 года отряд французских войск захватил
город, но вскоре был выбит оттуда.
С
Дмитровским краем связаны судьбы многих декабристов и людей, близких
к ним:
|
Василий
Сергеевич Норов, участник войны 1812 года, близкий к декабристам,
был объявлен преступником второго разряда и, после заточения
в Петропавловской крепости, ссылки на крепостные работы в Бобруйск,
службы рядовым на Кавказе, в мае 1838 года получил разрешение
вернуться в имение своего отца - село Надеждино Дмитровского
уезда, где жил до отъезда в Ревель в 1848 году. |
|
Волконский
Сергей Григорьевич, возвратившись из ссылки в Москву, в 1856
- 1859 годах часто приезжал в село Шуколово Дмитровского уезда
в имение своей дочери. |
|
Село
Княжево и рядом деревня Жуковка принадлежали матери декабриста
Николая Ивановича Тургенева Екатерине Семеновне. |
|
Один
из пяти казненных декабристов Михаил Павлович Бестужев-Рюмин
в детстве жил в усадьбе Даниловское у своих родственников Поливановых. |
|
Недалеко
от села Рогачево, в селе Алексеевском провел детские годы Петр
Яковлевич Чаадаев. После подавления восстания декабристов, в
декабре 1826 году он снова переезжает в Алексеевское и живет
здесь до 1831 года. Здесь были написаны некоторые из его Философских
писем |
В
середине XIX века Дмитров вновь приходит в упадок, поскольку построенная
между Москвой и Петербургом железная дорога свела на нет значение
старого водного пути. Сократилась торговля, уменьшилось число жителей.
Если в 1860 году в Дмитрове было до 7 тысяч жителей, то по переписи
1887 года их стало лишь 4550.
Из
этого состояния его вывело начало строительства канала
Волга-Москва, трасса которого должна была пройти через Дмитров.
Строительство канала было поручено ОГПУ, а непосредственно - ДмитЛАГу.
Часть строителей перевели с построенного в то время Беломоро-Балтийского
канала, часть - набрали заново. Дмитров был единственным городом
по трассе канала, поэтому управление ДмитЛАГа расположилось в Борисо-Глебском
монастыре, а лагеря расположились вдоль всей трассы канала. Инженерный
состав и вольнонаемные жили в основном в Дмитрове. Население города
выросло очень значительно, и жилья не хватало. Бараки были построены
в районе современной улицы Инженерной. В то время этот район города
жители называли просто - ДмитЛАГ. Заключённые строили и сам Канал
Москва-Волга, и приканальные посёлки и города. В настоящее время
в память о безвестных строителях на берегу канала установлен крест.
Возведение
канала, во многом изменило не только ландшафт, но и судьбу Дмитрова.
Город, не имевший ранее фабрик и заводов, стал крупным и благоустроенным
промышленным центром, резко выросло его население. К 1939 г. оно
составило 25 тыс. человек.
Нелёгкие
испытания выпали на долю древнего города во время Великой Отечественной
войны. В конце ноября 1941 г. фашистским захватчикам удалось близко
подойти к Дмитрову. Здесь развернулось ожесточенное сражение. Воины
30-й и 1-й ударной армий остановили врага на этом участке фронта.
Замысел фашистов обойти Москву с севера провалился.
Самому
Дмитрову война не нанесла существенного ущерба, так как боев непосредственно
в городе не было. Но были бомбардировки с воздуха. Бомбили в основном
железную дорогу, но бомбы падали и в другие районы города. Так как
местность была болотистой, бомбы часто не взрывались, а просто уходили
в трясину. В начале 70-х при строительстве фундамента дома N2 в
микрорайоне Маркова были обнаружены три неразорвавшиеся авиабомбы.
По воспоминаниям очевидцев, несколько авиабомб ушло в болото при
бомбардировке железнодорожного переезда на Старо-Яхромской. Бомбы
лежат в болоте рядом с железной дорогой со стороны канала рядом
с современным цехом безалкогольных напитков.
В
войну Дмитров был важным железнодорожным узлом. В 1942 году была
построена рокадная железная дорога в объезд Москвы. Сейчас она называется
большое железнодорожное кольцо. Так как фронт в то время был уже
далеко от Дмитрова, дорогу строили не регулярные железнодорожные
войска, а мобилизованные местные жители. Дмитровчане строили участок
Дмитров-Желтиково. Механизации не было никакой, все делали вручную.
Поэтому трасса была выбрана так, чтобы свести к минимуму земляные
работы, и дорога получилась очень извилистой.
Другая
история относится к самому концу войны. В Дмитрове разбился опытный
истребитель, совершавший испытательный полет. Самолет шел с запада
и врезался в вал со стороны нынешнего Универмага. На валу до сих
пор остались следы воронки. Мальчишки того времени ходили на место
катастрофы собирать куски плексигласа от остекления кабины.
Надо
сказать, что жестокость войны накладывала свой отпечаток на все.
Так, по другим воспоминаниям, зимой 41-го, когда фронт уже отошел
на запад, яхромские мальчишки использовали заледеневший труп немца
в качестве санок и катались на нем с Перемиловской высоты.
Земля
до сих пор помнит войну. Если ехать на электричке в сторону Москвы
весной или осенью, когда невысокая трава, то отъехав от Яхромы и
не доезжая до моста через канал, на берегу канала справа от железной
дороги видны следы окопов, блиндажей, ходов сообщения. Такие же
следы войны остались на восточном берегу канала в районе Запрудни.
Немцы до тех мест не дошли, но наша линия обороны там была. Там
в 41-м стояли части 20-й армии, который командовал генерал Власов,
позднее очень известный. Возможно, с этим связано название расположенной
недалеко станции Власово.
Западнее
Дмитрова в 41-м году шли бои. В декабре 41-го в ходе наступления
наши войска настигли колонну немцев на Рогачевском шоссе в районе
Бунятино. Дорога оказалась запруженной, и немцам пришлось спуститься
правее дороги в заснеженную пойму реки Яхромы. Здесь и завязался
бой, в результате которого погибло более 1000 человек с обеих сторон.
Местные жители назвали это место долиной смерти.
Гости
Дмитрова, подъезжая к городу с юга, издалека видят бронзового солдата,
устремленного на запад - это памятник защитникам столицы. Отсюда
29 ноября 1941 года был нанесен первый на западном фронте контрудар
по немецко-фашистским захватчикам.
Герб
Дмитрова
Герб
Дмитрова утвержден 20 декабря 1781 года вместе с другими гербами
городов Московской губернии.
Он
был представлен в виде щита, разделенного пополам. В верхней части
изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона, а в нижней
части - 4 княжеские короны на горностаевом поле - "в память
бывшего в оном городе знаменитого четырех Российских князей съезда".
16
марта 1883 года был утвержден другой вариант герба Дмитрова, разработанный
Б.Кене, и просуществовавший до 1917. Он имел следующий вид: "В
горностаевом щите четыре золотые княжеские короны, подбитые порфирою.
В вольной части герб Московской губернии. Щит увенчан серебряной
башенной короною о трех зубцах. За щитом два накрест положенных
золотых молотка, соединенных Александровской лентою".
Ныне
исторический герб Дмитрова (1781) стал гербом Дмитровского района
Московской области. Герб официально восстановлен в 1991 году.
Флаг
Дмитровского района гербовый и повторяет нижнюю часть герба: на
белом полотнище, усеянном черными крестиками (условным геральдическим
обозначением горностаевого меха) четыре золотые княжеские короны,
вдоль нижней кромки флага красная полоса.
Культура
Буквально
каждый уголок Дмитровской земли был освящен постройкой храма или
часовни. Лишь 68 дошли до нас, но какие! 19 храмов имеют статус
памятников федерального значения, 10 - областного. Строительство
большей части относится к середине XVIII - началу XIX века.
Удачное
расположение города на Клинско-Дмитровской гряде способствовало
оборонительным функциям крепости. Каждого, кто приезжает в город,
привлекает историческое ядро города - городище (кремль), четко очерченный
овалом почти километрового по окружности земляного вала. Он почти
полностью сохранился до наших дней, что является не таким уж частым
явлением. Нет ныне только въездных ворот - в валовых укреплениях
зияют бреши. Можно подняться на верх вала и обойти по нему сердце
древнего города. С высоты крепости открывается чудесный вид на город
и его живописные окрестности.
Территория
Исторической площади. Вход через один из старых проходов в валу
или через сравнительно новый проход - Пятницкий. Уже издалека притягивает
взор доминирующее над всей застройкой старого центра здание пятиглавого
Успенского собора, построенного в первой трети XVI столетия по образцу
Архангельского собора Московского Кремля. Это самый древний из сохранившихся
в Дмитрове памятников архитектуры. Он поражает нас стройностью и
величием, присущим лучшим созданиям зодчества древней Руси.
Нельзя
не обратить внимания на изразцовые рельефы с композицией Распятия,
помещенные в верхней части северной и южной стен. Еще один рельеф
- круглый, диаметром около 3 м. - был помещен внизу, у южного портала.
Рельеф оказался внутри помещения после пристройки в первой половине
XIX века боковых приделов со стрельчатыми окнами. На нем изображен
Георгий Победоносец. В соборе сохранился и центральный иконостас
XVII века с иконами XVI-XVIII столетий. Трехъярусная колокольня
была пристроена на рубеже XVIII-XIX веков. В настоящее время проводятся
работы по реставрации Успенского собора и всего ансамбля Кремля.
Долгое
время в помещении собора располагался городской музей, но в 1992
году храм был возвращен Церкви и в нем было возобновлено богослужение.
Музей же разместился в левом галерее собора Историко-художественный
музей Дмитрова по обширности своих материалов является одним из
интереснейших в Подмосковье. Он располагается в Успенском соборе.
Первым директором музея был М. Н. Тихомиров, ставший позднее известным
историком, академиком. В 1918-1920 гг. вместе с ним участие в деятельности
музея принимал живший тогда в Дмитрове русский революционер, теоретик
анархизма Петр Алексеевич Кропоткин, который был также выдающимся
ученым, геологом и географом. В музее собран богатейший материал
по истории города и Дмитровского края.
В
отдельном здании, что располается рядом с собором расположен отдел
музея, рассказывающий о событиях Великой Отечественной Войны на
территории Дмитровского края. Около здания стоит трехдюймовая пушка
ЗиС-3, военного выпуска.
В
старых кварталах Дмитрова, прилегающих к бывшему кремлю, сохранились
неплохие образцы деревянной гражданской архитектуры. В сквере сооружен
памятник на братской могиле жертв кулацкого восстания в Рогачеве
в 1918 г. На улице Кропоткина сохранился дом, где он жил и умер
в 1921 г. Это здание отмечено мемориальной доской. В старой части
города сохранилось несколько бывших приходских церквей, относящихся
к XVIII веку. Особенно примечательна своей архитектурой двухэтажная
Тихвинская церковь.
Восточнее
городища у развилки старинных Костинской и Внуковской дорог расположен
еще один интереснейший памятник истории и архитектуры Дмитрова -
Борисоглебский монастырь. Каменный крест, найденный на его территории,
свидетельствует, что в 1462 году монастырь уже был. В середине XV
века монастырь являлся форпостом Дмитрова, защищая город с востока.
Название
главного храма в честь прадедов Юрия Долгорукого, вероломно погибших
от руки своего брата Святополка, напоминает нам о тяжелых страницах
княжеских междоусобиц. Вместе с тем монастырь, получивший имя этих
первых русских святых - Бориса и Глеба, рассказывает об установлении
культа национальных небесных покровителей. В настоящее время проводятся
работы по восстановлению его крепостных стен.
Главное
сооружение монастыря - небольшой, но представительный одноглавый
собор Бориса и Глеба, возведенный в первой трети XVI века, когда
Дмитров был столицей удельного княжества. В 1656г. к собору был
пристроен маленький Алексеевский придел - усыпальница рода дворян
Чаплиных, из которого вышло несколько дмитровских воевод. В монастырский
ансамбль входят надвратная Никольская церковь конца XVII века и
современная ей кирпичная ограда с невысокими башенками. С недавнего
времени в монастыре возобновлена иноческая жизнь.
На
старинной улице в центре города находится Казанский храм, который
никогда не закрывался, даже в войну. Здесь много достопримечательностей:
чудотворная Казанская икона и очень редкий в православной России
придел Успокоения главы Иоанна Крестителя. А в Борисоглебском мужском
монастыре находится около 100 фрагментов мощей святых угодников,
также животворящего Креста и Гроба Господня.
Чтобы
получить более полное представление о Дмитрове, надо посетить и
заречную сторону. Сейчас она отделена от центра не только рекой
Яхромой, но и проложенным почти параллельно ей Каналом имени Москвы.
Центром Заречья была поставленная вблизи Рогачевской дороги Введенская
церковь - зрелый образец барокко. Она построена в 1766 году, а приметный
отовсюду верхний ярус колокольни появился позже - в 1832 г.
Неподалеку,
ближе к Яхроме, заречную часть украшает богатый каменный дом, построенный
в 1785 г. городским головой И. А. Толченовым. Заслуживает внимания
и оставшийся в одиночестве между Яхромой и каналом бывший дом купца
Емельянова, где теперь размещается школа.
За
последние годы в районе открыты 40 церквей. Церкви, в которых ранее
располагались кузницы, клубы, склады, машино-тракторные мастерские,
строительные кооперативы, вновь приобрели прежний облик. Таких храмов
уже 28. Идет подготовка к строительству новых храмов в Икше, Шелепино,
Нестерцово и Дмитрове.
В
год 2000-летия Рождества Христова Юбилейный Архиерейский Собор Русской
Православной Церкви причислил к лику святых священнослужителей Дмитровской
земли, пострадавших за веру Христову в годы репрессий, и среди них
епископ Дмитровский Серафим Звездинский. Его память увековечивается
в иконах дмитровских мастеров, в честь него в поселке Икша закладывается
храм.
В
последние годы значительно преобразилась центральная площадь города
- она стала полностью пешеходной, обрела брусчатое покрытие, украсилась
многочисленными фонтанами. Здесь же у входа в Кремль установлен
памятник основателю города - князю Юрию Догорукому, а стоявший неподалеку
танк-памятник перенесен на новый постамент у въезда в город по Ново-Рогачевскому
шоссе. При реконструкции площади также были приведены в поряддок
фасады центрального универмага и главного продуктового магазина,
выходящих на площадь. На месте старого колхозного рынка сооружен
современный торговый центр, вокруг которого прошла новая внутригородская
объездная дорога. Теперь главная площадь города стала излюбленным
местом отдыха дмитровчан и гостей города.
В
сфере культуры действуют 48 клубных учреждений, 6 музыкальных школ,
художественная школа и школа искусств. Дмитровская централизованная
библиотечная система объединяет 50 библиотек.
В
Дмитрове работают три театра: муниципальный драматический театр
"Большое гнездо", муниципальный детский театр "Белоснежка",
театр-студия "На Подлипичье, где играют дети..."
Холмы
и поля Клинско-Дмитровской гряды и другие красоты природы десятилетиями
привлекают спортсменов и туристов. Подтверждение тому - подъемники
у слаломных трасс, вереницы лыжников, приехавших в выходные дни
и спешащих к многочисленным местам отдыха. Здесь катался на лыжах
Юрий Визбор ("деревня - Hовлянки"). Но
главным центром внимания последних лет стал зимний стадион в Яхроме,
где с 1998 года дается старт самого массового спортивного праздника
- "Лыжни Росссии".
Дмитровский
район всегда слыл местом подготовки спортсменов высшего мастерства.
В Яхроме, где долгие годы всю физкультурную работу возглавлял заслуженный
мастер спорта Николай Комков, хорошо знают чемпиона страны в гонках
патрулей Петра Морозова. А имя другого яхромчанина биатлониста Валентина
Пшеницына годами не сходило со страниц иностранной прессы.
Есть,
кем гордиться и райцентру - Дмитрову. Трехкратный чемпион Олимпийских
игр, десятикратный чемпион мира по хоккею с шайбой, знаменитый вратарь,
заслуженный мастер спорта Владислав Третьяк родился и вырос в дмитровском
крае.
Но
живописные места края не ограничиваются только Яхромой и Дмитровом.
Шуколовская гора рядом с железнодорожной платформой "Турист"
собирает множество горнолыжников.
Развитию
физкультуры и спорта в Дмитрове уделяется много внимания. Вступила
в строй первая очередь физкультурно-оздоровительного комплекса и
стадиона зимних видов спорта, массовыми стали праздник. В городе
регулярно проходят соревнования по футболу среди детских команд,
боку, этапы чемпионатов России и Европы по автогонкам.
На
реке Яхроме, в нескольких километрах на юго-восток от Дмитрова,
расположен древний город Вышгород. Его городище расположено у села
Ильинское, над рекой. Площадь Вышгорода превышает 10 га. Месное
население называет городище Вышгорода "Баранова гора".
Промышленность
Дмитрова
Дмитров
- крупный промышленный центр. Здесь расположено большое количество
промышленных предприятий, продукция которых известна далеко за пределами
города. Это Дмитровский завод фрезерных станков (ДЗФС), Дмитровский
экскаваторный завод, Дмитровский опытный завод алюминиевых консервных
лент (ДОЗАКЛ), Завод теплоизоляционных изделий, Дмитровский щебзавод
и многие другие.
В
районе есть месторождения нерудных стройматериалов, торфа.
Неподалёку
от города располагается полигон для испытания автомобилей.
Сельское
хозяйство
Дмитровский
район - один из крупных сельскохозяйственных районов Московской
области. Сельхозпредприятия и фермерские хозяйства производят зерновые,
картофель, овощи, кормовые культуры, молоко и мясо. Дмитровский
район не только обеспечивает себя этой продукцией, но и вывозит
значительное количество в Москву. Недаром район назвали "огородом"
столицы.
Транспортный
узел
Дмитров
издревле был расположен на пересечении важных дорог,связывающих
его с Москвой, Сергиевым-Посадом, Клином, Калязиным,
Кашиным, Угличем, Переславлем, Ростовом. Большинство из этих дорог
ныне заросло и не используются. Однако Дмитров, как и прежде, остается
транспортным узлом.
На
своем прежнем месте осталась Московская дорога, входящая ныне в
трассу А-104 Москва - Дмитров - Дубна. По ней можно попасть также
в Яхрому, Икшу,
Лобню, Запрудню, Темпы, Кимры,
Конаково. Другая дорога, проходящая через Дмитров - участок третьего
московского кольца А-108 Клин - Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево.
Клинское направление проходит по трассе старой Рогачевской дороги.
Через Клин по этой дороге можно выехать также в Тверь, Рузу, Волоколамск.
В 12 км от Дмитрова по направлению к Сергиеву-Посаду у села Жестылево
начинается дорога Р-112 Дмитров - Талдом
- Темпы. По этой дороге из Дмитрова также можно попасть в Вербилки,
Белый Городок, Кимры, Калязин (через Спас-Угол).
Через Сергиев Посад следуют в Александров, Переславль, Ростов, Ярославль,
а через Орехово-Зуево во Владимир, Суздаль и Муром. В Углич и Кашин
удобнее всего ехать через Калязин.
Другие,
более мелкие автодороги пролегли на месте старинных дорог, уходящих
от Дмитрова к Калязину и Сергиеву-Посаду. Старая Костинская дорога
(названа по имени села Костино) по прежнему ведет к Сергиеву-Посаду,
однако чаще она смпользуется для проезда в Костино и Хотьково. Старая
Талдомская (Калязинская) дорога, проходящая через старинное село
Орудьево, ведет ныне лишь к деревням Очево и Жуковка. Через Жуковку
и Княжево эта дорога соединяется бывшим военным шоссе (некогда ужасного
качества, а ныне великолепно отремонтированного) с автодорогой А-104
(на 90-м километре). Бывшая Внуковская дорога ныне частично входит
во внутригородское объездное полукольцо и через поселки Поддубки
и Пересветово выводит на дорогу А-108 и дорогу на Орудьево. С целью
объезда города сооружено также внешнее полукольцо Яхрома - автодорога
А-108 (Клинское направление) - дорога А-104 (у посёлков Татищево,
Орево).
Дмитров
- порт на Канале имени Москвы. Пассажирские теплоходы не останавливаются.
Осуществляется перевалка грузов на железнодорожный транспорт.
В
черте города расположено два автодорожных моста через канал - на
автодороге А-108 (Клинское направление) и на объездном радиусе А-104
(у села Татищево). Третий мост (на трассе А-104) расположен в г.
Яхроме. Кроме Канала им. Москвы через Дмитров протекает река Яхрома.
Через нее также сооружен крупный мост на Рогачевской (Клинской)
дороге (А-108) в микрорайоне Заречье. Ее приток Старая Яхрома протекает
вдоль Оборонной улицы, а затем течет в трубе под Каналом им. Москвы
в районе железнодорожной станции Каналстрой.
Железнодорожная
станция Дмитров (движение открыто в 1900 году) является узловой.
Отсюда уходят ветки на Москву, Калязин и Александров. Сохранился
каменный вокзал постройки начала века. Действует зал ожидания (на
ночь закрывается). За исключением экспресса Москва - Наукоград пассажирские
поезда здесь не останавливаются. Пригородное сообщение осуществляется
с Москвой, Дубной, Талдомом, Савелово, Костино, Александровым. С
пересадкой по Савелово можно следовать в Калязин, Углич, Кашин и
Сонково. С пересадкой по Александрову можно ехать в Ростов, Ярославль,
Юрьев Польский, Иваново, Киржач и Орехово Зуево. Багажные операции
в Дмитрове не производятся. По станции Дмитров осуществляется сортировочная
работа. В черте города расположена еще одна станция - Каналстрой.
Станция приемущественно грузовая, хотя большинство электропоездов,
следующих в Дубну, Талдом, Савелово здесь останавливаются.
Имеется
автобусное сообщение с Дубной, Талдомом, Сергиев-Посадом, Клином,
Москвой.
Использованы
материалы:
|