Расположенный
на быстрой реке Тверце, разбросанный по холмам Торжковской гряды,
Торжок очень живописен. Город находится в Тверской области, в 61
км к западу от Твери. Он является районным центром, городом областного
подчинения. Географическая широта Торжка - 57°02', географическая
долгота - 35°00'.
Рядом
проходит шоссе Москва - Санкт-Петербург, а также есть узел железнодорожных
линий (на Ржев, Лихославль, Соблаго).
История
Торжка
Он
являлся исконно новгородским поселением. В XII-XV веках город развивался
как важный пограничный форпост на юго-восточных границах владений
Великого Новгорода.
Назывался первоначально как Новый Торг. С самого своего основания
и до включения во владения царей московских город постоянно принадлежал
к Новгородской области, и история его тесно связана с историей Новгорода.
Новгородское Вече назначало для него князей и посадников.
Первое поселение на территории Торжка возникло на рубеже IX - X
веков, состав которого был однороден - славяне.
Город
впервые упоминается в летописи под 1139 г. в связи с захватом его
суздальским князем Юрием Владимировичем Долгоруким.
"В
такой крайности", - пишет историк Сергей Соловьев, новгородцы
вынуждены были призвать к себе «на царство» ненавидимого ими князя,
чтобы тот со своей дружиной помог им прогнать из главного форпоста
земли Новгородской незваных гостей. В 1147 году князь Святополк
с дружиной и новгородским ополчением увяз под Торжком в распутице
и без дела вернулся восвояси. Через 10 лет князь Ростислав Смоленский
(затем Киевский) дал республике своих сыновей: одного в Новгород,
другого - в Торжок. Но не к добру это было: изгнанный из Новгорода
князь Святослав Ростиславич, получив помощь от Андрея Юрьевича Боголюбского,
в отместку "пожег Новый Торг".
Отныне
история Торжка складывается как история нашествий, пожаров, разорений
и невероятных, почти мгновенных возрождений.
В
1197 году город был вновь в расцвете сил, и правил в нем обиженный
новгородцами внук Юрия Долгорукого, сын князя Всеволода Большое
Гнездо - Ярослав, отец Александра Невского. Когда новгородцы вновь
упросили его править ими, Ярослав послал им наместника, а сам остался
княжить в Торжке. О богатстве тамошнего торга говорит тот факт,
что одних новгородских купцов, когда князь захотел их "перековать",
схвачено было 2000: столько купчин не сыскать было ни в одном русском
городе! В 1215 году Ярослав впал в «свирепую блажь» и запретил поставку
продовольствия из Торжка в замученный неурожаем Новгород, отчего
померло с голоду множество людей. Тогда-то и вступился за новгородцев
славный борец за правду Мстислав Удалой, сказав им знаменитые слова:
"Пойдемте освобождать своих братьев и свои владения, чтоб не
был Торжок Новгородом, а Новгород - Торжком".
Разгромив
князей, Удалой в 1218 году миром навел порядок в Торжке. На следующий
год в этот богатый город перешел новгородский владыка - архиепископ
Антоний. В конце концов, когда вновь целая шайка князей окопалась
в Торжке, новгородцы за огромные деньги выкупили у них город. Но
лишь князь Михаил Черниговский вернул Новгороду богатства из разграбленного
князьями Торжка...
В
1238 году жители Торжка держали двухнедельную оборону от нападения
монголо-татар В результате боев город был основательно разрушен,
но спасен от разорения соседний Новгород. Торжок неоднократно подвергался
нападениям и захватам со стороны владимиро-суздальских, тверских
и литовских князей.
Через
него полноводной Тверцой шли суда из Новгорода на Волгу. Это выгодное
положение на великом водном пути способствовало экономическому развитию
города и волости. Рядом рек он соединялся с Селигерским путём и
рекой Медведицей. Водные пути связывали Новгород с Владимиро-Суздальским,
а потом с Московским княжеством. По ним шла торговля Руси с Поволжьем,
со странами Востока и Западной Европы.
В
XV веке в Торжке чеканилась собственная серебряная монета - "деньга
новоторжская".
На
протяжении XVIII века Торжок входил в состав разных административных
территорий. В 1719 году при разделе России на 8 губерний он входил
в состав Ингерманландской (Петербургской) губернии. В 1727 году,
при организации в губерниях провинций, он значится в составе Тверской
провинции Петербургской губернии. В 1775 г. стал уездным городом
Тверского наместничества, а в 1796 г. - Тверской губернии. К этому
времени относится наибольший экономический расцвет города.
В
Торжке нашли отражение и крупные сдвиги, происшедшие в хозяйственной
жизни России при Петре I. Пётр I придавал громадное значение развитию
промышленности и торговли. Осуществление всех мероприятий, направленных
на улучшение торговли, было тесно связано с наличием удобных путей
сообщения, а для этой эпохи такими путями являлись преимущественно
реки. Потоки зерна, направлявшегося с Волги в Петербург, способствовали
развитию в Торжке мукомольного дела. На многоводных в то время ручьях
- Здоровце и Иордановском – было построено девять водных мельниц.
Их продукция частично оставалась в Торжке, но основная масса муки
направлялась в Петербург.
Торговая
связь Торжка с другими городами, расположенными по Волге, способствовала
товарообмену, а он, в свою очередь, стимулировал развитие в Торжке
некоторых видов производства. В городе получили развитие ремёсла:
гончарное, плотницкое, кузнечное, золотошвейное, началась выработка
сафьяна и заготовка кож для него. Ведущей отраслью промышленности
Торжка является кожевенно-обувное производство. Это - одна из старейших
отраслей промышленности города.
Предшественником
кожевенного производства было сафьяновое дело. Оно возникло на Руси
очень давно. Впервые выделка сафьяна появилась в Казани. В нашем
государстве сафьяновое дело широкое развитие получило в XVII веке.
В 1670 году было произведено 750 сафьяновых кож. Для их обработки
использовалась кожа коз и овец. На выработку сафьяна шли чернильный
орешек, купорос, квасцы, поташ, соль и зола.
Торжок
играл очень крупную роль в изготовлении сафьяна, а главным образом
в заготовке сырья для него. В XVII веке здесь существовал специальный
сафьяновый двор (склад), где находились закупленные кожи. Дело заготовки
кож доверялось только знатным людям, и они обязаны были принести
присягу на честное выполнение порученного им дела. В 1672 году в
Торжке заготовкой козьих и овечьих кож руководил воевода Кирилл
Нагой и дьяк Рагозин.
В
конце XVII века в Торжке появляются мелкие кожевенные предприятия
по выработке опоек. Из их числа особенно славилось небольшое предприятие
Мышкина, которое обслуживалось исключительно своей семьёй.
В
XVIII веке кожевенное производство Торжка расширяется. Появляются
относительно крупные предприятия по изготовлению юфти. К этому времени
в городе значительно увеличилось число сапожников-кустарей. Большинство
из них являлись "домниками" и шили преимущественно крестьянскую
обувь - цибики и частично сапоги.
В
первой половине XIX века в Торжке отмечается дальнейшее расширение
кожевенного производства. Общее число кожевенных заводов достигает
71, из них: 4 крупных и 67 мелких.
Золотошвейное
дело зародилось в Торжке, по народным преданиям, в XIII веке и являлось
древнейшим видом русского народного искусства.
Есть
предположение, что в далёком прошлом торговые операции в Торжке
велись при помощи кожаных денег. Во второй половине XIX века на
территории Торжокского кремля был найден кожаный мешок с большим
количеством разных размеров и форм кожаных лоскутков с разнообразными
на них вышивками. Эти лоскутки возможно служили в IX, X и XI веках
разменными монетами. Впоследствии вышивки стали применяться не только
на монетах, но и на кожаной обуви, в особенности - сафьяновой. В
1644 году по заказу князя Куракина золотошвеи Торжка выполнили для
Борисоглебского монастыря лицевое покрывало с изображением Ефремия,
шитое шёлком, а по краям тропарь, вышитый золотом.
Узоры
рисунков торжокских мастериц были чрезвычайно разнообразны. На рисунках
преобладали изображения представителей растительного и животного
мира. В этом отношении характерна работа, выполненная по заказу
Пустынского монастыря в XVII веке. На двух сшитых вместе полотнищах
шёлком и золотом были вышиты павлин, два жаворонка и ветвистое дерево
с цветами.
Открытие
прямого сообщения по "мягкой" дороге между Петербургом
и Москвой, с остановкой в Торжке, способствовало непосредственному
ознакомлению проезжих с искусством золотошвей, и работы их получили
широкую известность и общее признание.
Работа
торжокских мастериц запечатлена в произведениях многих русских писателей
- А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского,
Н. В. Гоголя и других. Во второй половине XVIII века в городе имелись
следующие предприятия: 11 сыромятен, 7 горшечных, 3 салотопки, 5
уксусных и 13 кирпичных заводов. Кроме того, имелся сухой док для
ремонта судов и затон для их зимней стоянки. Все промышленные предприятия
обслуживались 350 рабочими, преимущественно из крепостных крестьян.
В
1790 году в Торжке насчитывалось до 750 цеховых мастеров-домохозяев.
Среди них были иконописцы, золотых и серебряных дел мастера, часовщики,
сапожники, портные, булочники и пивовары.
На
развитие города и его хозяйства, помимо реки Тверцы, оказывал влияние
и другой фактор. Была проложена и освоена дорожная магистраль (шоссе)
между Петербургом и Москвой. В разных направлениях происходило массовое
движение экипажей (дилижансов). Оживлённо стало в левобережной части
города, в особенности в зимний период. Быстро росла Ямская слобода.
На её окраинах, у застав, возникли мелкие мастерские по ремонту
дорожного транспорта: кузницы, колёсные, шорные, каретные и другие.
В
центре Торжка находился кремль, от которого лучеобразно расходились
ремесленные посады. Кремль состоял из земляного вала, деревянных
стен и 11 башен, окружность его достигала 1245 м. Город разделялся
на 16 кварталов, имел 6 площадей и 6 улиц. Голландец Я. Стрейс,
посетивший Торжок в конце ХVII века, писал: "Город весьма населён
и красив".
В
1625 году был основан Воскресенский женский монастырь, состоящий
из двух деревянных храмов. При Павле I построена первая каменная
церковь в стиле Мальтийского рыцарского ордена. Монастырь владел
466 душами крепостных крестьян и 480 десятинами земли. Кроме того,
имел две мельницы: одну - на реке Тверце и другую - на реке Логовежь.
В
1709 году был построен Вышневолоцкий канал, соединивший Тверцу с
бассейном Балтийского моря. Торжок играл роль промежуточного пункта
в торговле центральных городов России с Петербургом и заграницей.
Представители
царского дома, чиновники, деятели науки, литературы и искусства,
проезжая из Петербурга в Москву, останавливались для отдыха и смены
лошадей в гостиницах Торжка, среди которых большой популярностью
пользовалась гостиница Пожарского.
Дата
постройки её неизвестна. Гостиница являлась ярким образцом сооружения
в стиле "Ампир". Владельцем её был предприимчивый ямщик
Пожарский, семья которого состояла из жены, дочери и свояченицы
Евдокии. Свояченица была поварихой, дочь - официанткой, а жена -
домашней хозяйкой. Сам же Пожарский большую часть времени находился
в извозе.
Евдокия
славилась как искусная повариха. Особенно хорошо она готовила котлеты,
которые получили название "пожарских" и быстро распространились
по России и за границей.
В
связи с проездом через Торжок Екатерины II срочно строился Путевой
дворец. Дворец состоял из основного здания и двух флигелей. Все
здания построены в стиле екатерининского классицизма. Возникла Дворцовая
площадь, окаймлённая рядом зданий административного назначения.
XVIII
век в истории Торжка знаменуется большим строительством.
В
1742 году произошёл исключительный по своим размерам пожар, уничтоживший
почти все жилые дома с надворными постройками, а также древнюю кремлёвскую
стену с 11 башнями.
В
1767 году после опустошительного пожара, возникшего от удара молнии
в воеводскую канцелярию, в городе началось большое строительство
по утвержденному правительством плану. Пожаром были уничтожены многие
церкви, торговые ряды, многочисленные амбары, лучшие строения центральной
части города и сотни обывательских домов. Новгородским городским
управлением на дело восстановления Торжка было отпущено 50000 рублей
сроком на 4 года. К этому времени относится начало строительства
гостиного двора (Торговых рядов), которое продолжалось и в XIX веке.
Центр застраивался особняками дворян и именитых купцов. В 1774 году
был построен каменный мост через ручей Здоровец, действовал сооружённый
ещё в XVII веке плотником Арбузовым самотечный водопровод из деревянных
труб.
Во
второй половине XIX века постройка Николаевской железной дороги,
а также начало эксплуатации Мариинской водной системы повели к сокращению
движения через Торжок, и он потерял своё былое торговое значение.
Уезд в это время оставался сельскохозяйственным.
К
1917 Торжок был тихим провинциальным купеческим городком.
Герб
города
Императрица
Екатерина II, проезжая через Торжок, заметила в нем много голубей
и велела поместить их в уездный герб. Герб утвержден 10 октября
1780 г.
В
лазуревом щите шесть летящих голубей. 2,2,2, из которых первый,
четвертый и пятый - серебряные, а остальные - золотые, все с червлеными
глазами, клювами и таковыми же лентами на шее.
Промышленность
В
современном Торжке развиты следующие отрасли производства: машиностроение
и металлообработка, кожевенно-обувная, деревообрабатывающая, пищевая
промышленность (маслосырозавод и др.). Кроме этого есть производство
полиграфических красок.
65
лет в городе Торжке, производит свою продукцию завод противопожарного
оборудования, именуемый в настоящее время открытым акционерным обществом
"Пожтехника". За прошедшие годы из небольших мастерских
завод вырос в современное, конкурентоспособное предприятие и продолжает
свое движение вперед, постоянно совершенствуя технологию производства
и создавая новые образцы пожарной техники.
Торжокский вагоностроительный завод выпускает спецвагоны для стратегических
ракет и очень хорошие электрички.
Завод
"Витязь" выпускает элементы солнечных батарей для спутников
и многое другое, включая искусственные клапаны человеческого сердца.
За
околицей города – единственный в России Центр боевого применения
армейской авиации, где переучивают летный состав на вертолеты новых
моделей.
В
Торжокском районе распространено мясо-молочное скотоводство, свиноводство.
Выращивают преимущественно лён, картофель.
Культура
Кто-то
очень метко назвал Торжок музеем под открытым небом. Воистину это
так. В нём целые улицы, многие архитектурные комплексы - бесценные
экспонаты. В течение многих веков их создавали мастера русского
зодчества, среди которых на первом месте - К. И. Росси и А. Н. Львов.
Их трудами, талантом рождён неповторимый архитектурный ансамбль
Торжка - одного из древнейших городов России. Всякого культурного
человека, впервые посетившего Торжок, очаровывает богатство замечательных
построек, памятников нашей истории, созданий талантливейших русских
мастеров. Эти постройки, в которые так много вложено народного труда,
русского художественного вкуса, чрезвычайно украшают живописно расположенный
на холмах древний город.
В
старой части города, на берегу Тверцы, на месте бывшего детинца
частично сохранились укреплённые земляные валы.
С
древних времён на краю города сохранилась деревянная Вознесенская
церковь. В писцовых книгах города Торжка, составленных Потапом Нарбековым,
значится, что данная церковь существовала уже в 1625 году. Это одно
из древнейших деревянных зданий не только Торжка, но и области.
Церковь эта являет собой редчайший памятник древнерусского "деревянного"
зодчества. Она имеет пять ярусов, заканчивающихся шейкой с грушевидной
главой и крестом. Вся церковь построена из толстого, так называемого
рудного, леса. Строилась без пилы, одним топором, в "лапу".
Одно
из свидетельств мастерства древних градоделов - первый в Торжке
каменный храм, построенный почти одновременно с Киево-Печерской
лаврой. Это вокруг него впоследствии вырос знаменитый Борисоглебский
монастырь - главное достояние и украшение города, славившегося обилием
церквей и монастырей.
Семь
лет трудились торжокские энтузиасты-реставраторы над восстановлением
монастыря. И вот теперь вновь гордо возвышает свою главу Борисоглебский
собор, выдержанный в лучших традициях классицизма XVIII века. Собор
построен в 1785-1796 годах по проекту уроженца торжокской земли
Николая Александровича Львова - архитектора, поэта, композитора,
драматурга, инженера и ученого, 250-летний юбилей которого скоро
будут отмечать его благодарные земляки. Над внутренним убранством
храма работал другой выдающийся россиянин - художник В. Боровиковский,
кисти которого принадлежат 37 икон, украшавших деревянный резной
иконостас собора. Еще одна жемчужина монастыря - многоярусная, увенчанная
ротондой, Надвратная церковь с колокольней (1811 год). Здесь находился
главный «звон» города, начинавший многоголосую перекличку десятков
его церквей.
Со
стен Борисоглебского монастыря открывается чарующая панорама Торжка.
Благодаря особенностям рельефа всю его центральную часть, где сосредоточены
основные архитектурные памятники, можно окинуть единым взглядом
и сразу испытать на себе магию этого города, его теплоту, интимность,
человечность и гармоничную связь с окружающей природой. Всепроникающая
и «всепронизывающая» гармония, вероятно, и создает над городом ту
необыкновенную ауру, которая хранит его вот уже тысячу лет.
Выдающимся
памятником русского зодчества первой половины XIX века является
здание Спасо-Преображенского собора, расположенное на территории
бывшего кремля. Первый храм, построенный здесь в XII веке, был сожжён
татарами во время взятия ими Торжка в 1238 году. В 1364 году новгородцами
на этом месте был построен собор, который простоял до 1815 года.
Но он пришёл в ветхость, и создалась опасность полного разрушения.
Поэтому пришлось его разобрать и начать строительство нового храма,
которое закончилось в 1822 году. Строился собор по проекту архитектора
Росси. Расположен он на берегу Тверцы, и его грузные купола, портики
с колоннами и колокольня хорошо сохранились. Это законченное и величавое
произведение архитектуры.
Много
памятников архитектуры и в окрестностях Торжка.
Выдающимся
памятником древней архитектуры является церковь-мавзолей села Никольского,
построенная в 1795 году. Он была задумана зодчим как мавзолей, долженствовавший
служить местом погребения и увековечения памяти рода Львовых. Форма
ротонды, избранная Н. А. Львовым, была одним из распространённых
во второй половине XVIII века в России приёмов построения архитектурных
сооружений.
Ротонда
в Никольском - одно из самых поэтических архитектурных творений
Н. А. Львова. Она является завершением в развитии им темы ротондального
храма. В художественном образе храма-мавзолея ясно сказывается одна
характерная для львовских церквей черта: в нём стираются грани между
культовым и светским содержанием. Всё специфически церковное прячется
и почти исчезает в этом памятнике.
Интереснейшим
образцом творчества знаменитого архитектора Н. А. Львова являются
церковь и колокольня села Арпачево. Построенная на "осьми саженях",
эта церковь и её оригинальная колокольня являют собой прекрасный
архитектурный ансамбль конца XVIII века.
Церковь
представляет собой одно из звеньев в целой группе близких к ней
однокупольных храмов с портиками, которые проектировались и строились
Н. А. Львовым.
Архитектурный
памятник начала XVIII века - бывший барский дом Полторацких - родственников
А. П. Керн. Великолепный замок был построен зодчим Растрелли в 1700-1706
годах. Стоит на возвышенности, на фоне берёзовой рощи и в окружении
зеленеющих лугов, пересечённых небольшой, но очень извилистой речкой
Жаленкой. На противоположном берегу вытянулся, точно по верёвочке,
ряд каменных изб.
Знаменитый
архитектор Н. А. Львов придавал большое внимание садово-парковому
искусству. Стремление использовать для декоративных целей естественные
условия и связать архитектурно-декоративные приёмы с практическим
назначением каждого садового сооружения получили осуществление в
парковых постройках в селе Никольском и усадьбе "Митино".
Таковы
каменные погреба, имеющие форму пирамид. Устройство их хорошо продумано.
Под землёй находилось сводчатое помещение, набивавшееся льдом, а
второе сводчатое помещение с четырьмя нишами служило для хранения
продуктов. Эти погреба при входе были украшены фресковой росписью
прекрасного рисунка.
Торжокские
знаменитости
Торжокский
район - родина нескольких выдающихся деятелей русской науки и культуры.
В
1828 году в имении Первитино недалеко от Торжка родился крупнейший
учёный-артиллерист Н. В. Маиевский. Он был доктором прикладной математики,
членом-корреспондентом Академии наук, профессором Михайловской артиллерийской
академии, членом многих учёных обществ. Похоронен Маиевский в с.
Пятница-Плот. Уроженец Торжка А. А. Воскресенский - один из зачинателей
самостоятельного направления русской органической химии. Будучи
профессором Петербургского университета, он за 25 лет педагогической
деятельности воспитал целую плеяду замечательных русских химиков:
Д. И. Менделеева, Н. Н. Бекетова, Н. А. Меншуткина и других. С 1868
года он жил в своём имении Можайцево, где на его средства была построена
школа. Похоронен в с. Спас.
Многие
архитектурные памятники района связаны с именем Н. А. Львова (1751-1803).
Он был не только архитектором, но и инженером-строителем, рисовальщиком,
гравёром, поэтом, музыкантом, собирателем народных песен. По его
проектам построены здания почтамта в Петербурге, Невские ворота
Петропавловской крепости, Борисоглебский собор в Торжке, усадьба
Знаменское-Раёк и др. Похоронен Н. А. Львов в с. Никольское-Черенчицы
в построенной им церкви-мавзолее.
В
Новоторжском уезде родился в 1818 году и жил крупный архитектор
С. И. Чевакинский. Им спроектирован Никольский военно-морской собор
в Петербурге.
В
1848 году в деревне Стружня родился С. П. Зарубаев - один из видных
русских рабочих-революционеров. В 70-х годах им был организован
первый в Твери рабочий революционный кружок на фабрике Морозовых.
В
торжокских местах бывали многие видные русские писатели и художники.
Здесь останавливался А. Н. Радищев. Одна из глав его бессмертной
книги "Путешествие из Петербурга в Москву" названа "Торжок".
В
мае 1856 года в Торжке был А. Н. Островский. Быт горожан нашёл отражение
в его драме "Гроза". В 1881 году приезжал в Торжок Л.
Н. Толстой, чтобы познакомиться с крестьянином В. К. Сютаевым, религиозное
учение которого интересовало писателя.
В.
Г. Белинский, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, поэт А. И. Полетаев,
живописцы В. Л. Боровиковский (он расписывал Борисоглебский монастырь),
П. А. Оленин и другие также посещали Торжок.
Неоднократно
посещал Торжок А. С. Пушкин. Первое знакомство Пушкина с Торжком
относится к 1811 году. Двенадцатилетним мальчиком он вместе со своим
дядей Василием Львовичем совершил поездку из Москвы в Петербург
на перекладных. Целью этой поездки была сдача Пушкиным вступительного
экзамена в Царскосельский лицей.
...Шли
годы. Пушкин снова посещает Торжок только в 1826 году, проездом
по пути в Берново - имение Вульфов. Его приезд совпал с открытием
в гостинице Пожарского выставки работ торжокских мастериц-вышивальщиц.
Пушкин посетил выставку, внимательно осмотрел все экспонаты и приобрёл
художественной отделки женский пояс. В номере гостиницы поэт долго
обдумывал, как ему поступить с покупкой и, наконец, решил переслать
его княгине Вяземской, как подарок ко дню её рождения.
В
1828 году Пушкин по пути в Москву вновь посетил Торжок. В своём
письме с дороги он советовал Соболевскому:
...На
досуге отобедай |
У
Пожарского в Торжке, |
Жареных
котлет отведай |
И
отправься налегке... |
Через
пять лет (в 1833 году) Пушкин прибыл в Торжок, следуя в Оренбург
и Уральск. 21 августа в своём письме к жене он писал: "Вчера
прибыли мы благополучно в Торжок, где Соболевский свирепствовал
за нечистоту белья. Сегодня проснулись в 8 часов, завтракали славно..."
По
пути из Торжка А. С. Пушкин свернул с большака и взял направление
на Берново, чтобы навестить семью Вульфов. В Москву он прибыл 26
августа. В своём письме к жене он опять вспоминает Торжок.
В
1834 году Пушкин снова в Торжке. В письме к своему другу по лицею
П. В. Нащокину он писал: "...Нигде тебя не застал: из Тулы
выгнан ты был пожарами... в Торжке никто не мог о тебе мне дать
известия... Когда бы нам с тобой увидеться?"
В
1836 году А. С. Пушкин дважды ездил в Москву - в феврале и в мае.
Он мог в Торжке не останавливаться, но не мог его миновать.
Здесь
Пушкин увидел вывеску: "Евгений Онегин - булочных и портновских
дел мастер". Запомнил. Обессмертил.
Торжок
занимал очень маленькое место в жизни и творчестве великого поэта,
но для жителей Торжка места, связанные с пребыванием в нём А. С.
Пушкина, дороги и памятны.
В
районе Торжка имеются могилы близких А. С. Пушкину людей. На уединённом
сельском кладбище "Прутня" - могила А. П. Керн, а на городском
Богословском кладбище - могила П. И. Вульфа, которого поэт иначе
и не называл, как "добрый мой Павел Иванович".
В
настоящее время
В
Торжке работают Всероссийский НИИ льна, Всероссийский историко-этнографический
музей; музей А.С. Пушкина; архитектурно-этнографический музей "Василёво",
музей золотого шитья. В городе возрождён старинный народный промысел
- глиняная игрушка.
Продолжаются
традиции золотошвейное производство, а также единственная в России
школа художественной вышивки и золотошвейная фабрика. Торжокское
золотое шитьё - художественный промысел, известный в Торжке с 13
в. и получивший широкое развитие в 18 в.
Традиционные
изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом
«кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну (обувь,
рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали
народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса,
кошельки и др.).
Для
торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент
с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками,
блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.
В
1928 мастерицы Т. з. ш. объединились в Торжокскую золотошвейную
артель им. 8 Марта, в 1960 реорганизованную в одноимённую фабрику
— филиал производственного объединения строчевышитых и золотошвейных
уборов «Калининские узоры», выпускающую преимущественно знаки различия
для Советской Армии, эмблемы, а также платья, панно и пр. Мастера:
А. В. Иванова, И. Д. Сазонова, К. И. Цветкова и др.
Потери
Конечно,
неумолимое время, а часто невежество и непонимание людей, не могли
не нанести городу глубоких ран. Множество церквей и зданий, простоявших
на торжокской земле две, а то и три сотни лет, нуждаются в реставрации
или хотя бы в хорошем ремонте. Некоторые полуразрушены, другие просто
заброшены. А ведь известно, что дом без хозяина умирает. В архитектурном
облике Торжка нет уже былой строгости и соборности. Более поздние
строения, которых, к счастью, в центре города не много, вносят диссонанс
в единый архитектурный стиль. То тут, то там к историческим зданиям
прилепился гараж или сарайчик, а разномастные заборы повсеместно
нарушают красную линию застройки. Вот бы горожанам вспомнить, что
когда-то по распоряжению магистрата перед жилыми домами могли располагаться
только палисадники из легкого штакетника с цветниками.
Есть
в Торжке и невосполнимые утраты. Так, в годы Великой Отечественной
войны гитлеровская авиация разрушила старинные торговые ряды, расположенные
в самом центре Торжка. Позднее не в меру ретивые хозяева города,
не озаботившись реставрацией торговых рядов, распорядились снести
их и разбить на этом месте парк. Но вот что удивительно - магия
Торжка настолько сильна, что смогла превратить не свойственный ему
элемент в органичную часть старого города.
Десять
лет назад в Торжке был создан Всероссийский историко-этнографический
музей (ВИЭМ).
В
1999 году на левобережье Творцы (по улице К. Маркса и Тверецкой
набережной) были заложены два раскопа, которые получили название
Воздвиженские 1 и 2. Общая площадь изучаемой территории более 2300
квадратных метров. По своим масштабам это крупнейшие городские раскопы
в России за этот год.
Вскрыты
слои XII-XIV веков, а самым интересным объектом стала усадьба Новоторжского
купца, жившего в XII-XIII вв. на берегу Тверцы напротив Новоторжского
кремля. Нетронутым позднейшими перекопами сохранился участок усадьбы
площадью 40 кв.м. Именно здесь найдены четыре берестяные грамоты.
Из одной из них удалось узнать, что владельцем усадьбы был купец
но имени Сбыня (видимо, от уменьшительного Сбыслав). По-видимому,
это был богатый, с широкими связями человек. На его усадьбе найдены
обломки восточной керамики, причерноморских амфор, янтарные и хрустальные
бусы.
Находка
четырех берестяных грамот, речь в которых идет о торговых и денежных
сделках, -выдающееся событие. Исследователи подчеркивают, что грамоты
были найдены не в центре города, а в его заречной части, что свидетельствует
о значительных размерах средневекового Торжка. Как теперь стало
совершенно ясно, раскоп стал ценнейшим археологическим памятником,
требующим к себе внимания и бережного отношения.
Помимо
научно-просветительской и археологической функций, музей взял на
себя и реставрационные работы в городе. На счету специалистов ВИЭМ
реставрация Борисоглебского монастыря, нескольких исторических зданий.
Начаты ремонтно-реставрационные работы в гостинице Пожарских, архитектурном
памятнике первой половины XIX века.
Использованы
материалы:
|