Есть города, в которые влюбляешься безоглядно и навсегда, хотя вроде бы и нет там ничего особенного: ни выдающихся памятников зодчества, ни сколь-нибудь примечательных монументов, ни захватывающих дух панорам... В них какая-то иная, только им свойственная прелесть, ее непросто и определить. Скорее всего, это - удивительное, невесть каким чудом сохранившееся единство ландшафта, архитектурного облика и самого ритма жизни.

На Волге, ниже Углича, в 126 километрах к северо-западу от Ярославля, примерно в 250 километрах к северу от Москвы и в 20 километрах от железнодорожной станции Волга, есть маленький городок, что стоит на высоком левом берегу Волги, напротив устья реки Юхоти, рядом с самым старым по возрасту сосновым бором, росшим еще во времена Пугачева. В нём шесть с половиной тысяч жителей. На карте он столь неприметен, что мало кто обратит внимание на этот небольшой кружочек с забавным названием: Мышкин. (Сразу следует оговориться, что в письменных источниках это название появляется лишь в начале XVII века.)

Город Мышкин

Знатоки ярославской старины ласково называют Мышкин меньшим братом: среди городов этой древней земли он самый маленький - всегда таким был, таким и остался.

Ну правда же, наш Мышкин – город? – задает риторический вопрос Александра Васильевна Слепнева, старая мышкинская жительница...

Конечно, Мышкин – город, хоть и мал: шесть с половиной тысяч жителей. Но в России добрых три десятка городов еще меньше. А таких, как Мышкин, с населением от 5 до 10 тысяч человек, – восемьдесят.

История Мышкина

Как-то раз один князь после удачной охоты прилег отдохнуть на высоком берегу Волги, возле устья Студёного ручья. Он проспал несколько часов, а разбудила его мышка, пробежав по его лицу. Князь вначале разгневался, но затем заметил подползавшую змею. Мышка спасла ему жизнь! Тогда он собрал дружину и велел построить на этом месте храм во имя Святых Бориса и Глеба и сторожку при нём. От неё и взял начало город и стал называться Мышкин.

Такова легенда. Можно верить ей, можно не верить - все равно ни доказать, ни опровергнуть невозможно. Впрочем, эта история получила широкое хождение лишь в шестидесятые годы нашего века, что заставляет предположить, что ее придумали неисправимые фантазеры из числа местных школьников, которых воодушевила уникальная идея - обыграть название села и создать первый в мире Музей мыши как героини многих и многих сказок. Тогда и был дан ход легенде о происхождении Мышкина, настолько остроумной, что сегодня кажется кощунственным подвергать сомнению ее древние корни. Факты же говорят о том, что люди на месте современного Мышкина жили еще в V-III тысячелетиях до нашей эры.

Высокий холм на берегу Волги против устья крупной реки Юхоти был идеальным местом для древнерусского города. Материалы археологических исследований говорят о существовании на этом месте городка в XI-XIII веках. К сожалению, город простоял недолго: он пострадал в войне новгородских и суздальских князей середины XII века, а в 1238 году был полностью уничтожен татарами. Позже Мышкин был отстроен как село. В середине XVI столетия появляются письменные упоминания о Мышкине, правда, как о селе. В конце 15 - середине 16 веков оно принадлежало князьям Ушатым, потомкам одного из сыновей Всеволода III Большое гнездо.

Иван III, как известно, конфисковал все земли ярославских и мологских князей, но оставил ядро вотчин, принадлежавших князьям Ушатым. Верой и правдой служили они отечеству. Достаточно вспомнить, как в июне - октябре 1496 года князья Иван Ляпун и Петр Федорович Ушатые во главе большой рати совершили небывалый морской поход. Пройдя через Белое море, они обогнули Кольский полуостров и, захватив три шведских корабля, вторглись в северную часть Финляндии. Русские парусно-гребные суда легко проникли в глубь территории - жители "били челом за великого князя", а их местные князья отправились в Москву для принесения формальной присяги - часть северной Финляндии признала свою вассальную зависимость от Московской Руси.

Тот же воевода Петр Ушатый в последнем году XV века ходил вместе с Семеном Курбским в Сибирь. Реками и волоками добрались они до Печоры, где поставили крепость; затем перевалили за Уральский хребет и двинулись на Обь, в Югорскую землю, чтобы навести порядок среди вогулов (предков нынешних манси). Так что мышкинская вотчина на Волге была честно Ушатыми выслужена.

И вот что примечательно: спаленный некогда ордой Мышкин становится отправным пунктом для победоносного похода на татар Ивана Васильевича IV в 1552 году! Известно, что второй его поход на Казань оказался неудачным. Однако очень уж не хотелось Грозному царю возвращаться в Москву ни с чем. И, вспомнив опыт отца своего, основавшего на земле татарской крепость Васильсурск, повелел Иван IV заложить город прямо напротив Казани, в устье реки Свияги. А в вотчину князей Ушатых на Волге был отправлен дьяк Иван Выродков, чтобы рубить лес для будущего Свияжска.

Затем наступили годы опричнины, когда вся семья князей Ушатых попала в немилость и никто из нее на берега Волги уже не вернулся. И Мышкинский удел достается обосновавшимся на Руси потомкам литовского Гедимина - князьям Мстиславским, которые еще в 1526 году были одарены землями по берегам Юхоти (бывший удел князей Юхотских на другом берегу Волги). Никаких подробностей о житье-бытье Мстиславских в здешних краях мы не знаем, только вышеупомянутая легенда связана с ними.

В XV-XVII веках земли вокруг Мышкина принадлежали князьям Шуморовским, Ушатым, Юхоцким, Мезецким, Мстиславским. Со второй половины 16 века Мышкин входит в состав удельного Юхотского княжества.

В начале XVII века мышкинские земли переходят к князьям Мезецким, потомкам черниговского княжеского дома. Писцовая книга 20-30-х годов XVII века дает нам такое описание Мышкина: "... В нем церковь во имя Бориса и Глеба, да другая церковь великого чудотворца Николы... да в селе двор вотчинников, да двор скотен, да два двора людских, во дворе земский дьячок Алешка Мелентьев..." Прямо сказать, не такое уж завидное имение для знатного боярина! Но вспомним, что это было за время.

То была тяжелая година Смуты, когда, по слову летописца, "Россия утопала в пучине крамол, и волны стремились за волнами: рушились одни, поднимались другие". Первая волна, прокатившаяся через Мышкин (и не раз!), - поляки, которые, как с недоумением отмечает Костомаров, не только жгли, грабили и убивали, но и "уничтожали все, что ни попадало, - без всякой нужды, ради одной злобной потехи". Другая волна - шведы. Еще в феврале 1608 года Москва договорилась с ними о военной помощи, за деньги, естественно. С тех пор и нависает над двором глас ненасытных наемников: "Золота!", а на русские города и села, как смерч, грядут грабежи и насилия.

И подобно тому, как, по словам Карамзина, "издревле славная... верностию" Тверь не изменила русскому делу, так и крохотный Мышкин снова встал на пути врага, не пожелав знать ни Лжедмитриев, ни поляков, ни литовцев со шведами. И опять костьми лег в землю, сгинул под вражьей конницей и исчез в огне. Так что пара уцелевших церквей да несколько крестьянских дворов, упомянутые в Писцовой книге, - не так уж и мало по тому времени...

А с середины XVII века Мышкин числится уже за видным чиновником времен правления Алексея Михайловича, думным дворянином Прокофием Кузьмичом Елизаровым. И если у предыдущих владельцев все никак руки не доходили до собственного имения, Елизаров сразу показал свою расторопность: взял да и продал каким-то чудом сохранявшийся в Мышкине экземпляр "Апостола", напечатанный Иваном Федоровым, - раритет уже по тем временам! Этим выгодным "дельцем" он, собственно, и вошел в мышкинскую историю.

Говорят, для книги "Апостол", найденной при инвентаризации хозяйства московского Чудова монастыря, Петр I приказал построить специальное хранилище. Уж не мышкинский ли то был экземпляр? Тем более, что и сам Елизаров был каким-то образом связан с этой привилегированной обителью, да и владельцем Мышкина после думного дворянина становится именно Чудов монастырь. За ним и числится "Мышкин с деревнями" до самого 1764 года, то есть до указа Екатерины II о секуляризации церковных имений и переводе их в ведение Коллегии экономии.

А с 3 августа 1777 года указом той же Екатерины селение получает статус города, центра уезда, раскинувшегося на 75 верст в длину и от 8 до 45 - в ширину, с населением более 72 тысяч жителей. А еще через год, 31 августа 1778 г., удостаивается и собственного герба: "В щите, имеющем зеленое поле, щиток на два разрезанный: в серебряном поле герб Ярославский; в другой части в червленом поле мышка, доказывая название сего города".

В 1780 - план застройки, предусмотренная которым квартальная структура в основном сохранилась до наших дней. Композиционными центрами города стали два собора: Никольский, существовавший еще до объявления Мышкина городом, а также Успенский, построенный в первой половине XIX века на пожертвования мышкинских купцов.

Лишь только улеглись бури, вновь загудели в Мышкине торжки да ярмарки, застучали топоры плотников, зазвенели молоты в кузницах, заскрипели гончарные круги - крестьянские ремесла искони тут были развиты. (Рассказывают, как в начале нынешнего века местные умельцы Петров и Полтев смастерили из березовых наплывов удивительной красоты мебельный гарнитур. Увидели его на столичной выставке члены царской семьи и тут же загорелись - приобрести. Да не уступили мужики: для собственного, мол, интереса трудились, не для продажи.) Другим традиционным занятием было отходничество. Во многом определяла его специфику матушка-Волга. Ходили мышкинцы в матросах, водоливах, бурлаках, крючниках, старшинах артелей - отвечали за перевозку грузов, но особенно славились здешние лоцманы, которых нанимали для плавания по всей Волге. Всюду были желанны и мышкинские плотники, в Петербурге же особенно жаловали здешних судовых дел мастеров.

И все же ни в чем другом, верно, не преуспел так волжский городок, как в торговле. Торговали мышкинцы так ловко, что очень быстро затмили соседний древний Углич. Ситцковы, Чистовы, Столбовы были известны во многих городах России. Купцы набирали силу на оптовых закупках и продаже хлеба, масла, яиц и тканей.. А мышкинский купец Александр Петрович Березин - поставщик двора его Императорского величества - был даже избран Петербургским городским головой. Уроженец деревни Каюрово Мышкинского уезда Петр Арсеньевич Смирнов прославился на весь мир как создатель русской водки.

С нынешнего Мышкинского бульвара - подмываемой Волгой березовой аллеи на обрыве, которую насадила когда-то команда местного полицейского батальона, - хорошо видна за рекой Вознесенская церковь с колокольней в селе Круглицах (Охотино). Она была построена в 1790 году на средства этого самого Александра Березина. Позже такая щедрость станет распространенным среди купцов меценатством, заботой о родине своей малой, и тогда Пожаловы примутся мостить улицы в нижней приволжской части города, Замяткины субсидируют строительство Успенского собора, Чистовы возведут храм Божией Матери "всех скорбящих радости" на городском кладбище, Ситцковы устроят городской сад.... Но то - потом, в XVIII же веке подобные жесты со стороны людей "без роду, без племени" были небывалой редкостью.

С именем того же Березина связан и старейший собор Мышкина - Никольский, и его загадка. В облике собора нет ничего похожего на провинциальную архитектуру того времени! Здание выдержано в классических формах, так в XVIII веке не строили еще и в столицах. Откуда взялись эти портики, где две широко расставленные пары колонн поддерживают вписанную во фронтон пологую арку? А широкий барабан плоского купола с немногими вертикально поставленными миндалевидными окнами? Подобные решения встречаются, в том числе и в той же Ярославской области, но никак не ранее первой половины XIX века. Так что какую бы древность ни приписывали Никольскому собору, он, безусловно, дитя куда более позднего времени. И действительно, совсем недавно в брошюре мышкинского историка О. Б. Корсакова удалось найти документированное подтверждение: в 1837 году собор почти полностью перестроили, от первоначального березинского храма остались тогда лишь колокольня да внутренняя планировка.

Так ли уж необходима была переделка храма? Скорее всего, решение было вызвано тем, что коренным образом менялся весь внешний вид Мышкина - город красиво застраивался по регулярному плану. Начало положили, когда в городском центре - "на верху", как здесь говорят, - возвели грандиозный Успенский собор (1805-1820 годы). Любопытно, что и это сооружение (архитектор Иоганнес Манфрини) - традиционный русский пятиглавый храм, только пятиглавие XIX века не имеет уже ничего общего со старым. Центральная глава - классический пологий купол на очень широком барабане, барабаны же малых глав как бы "вырастают" из круглых башенок по углам. Собор был замечательно расписан известным в Верхневолжье крепостным художником Тимофеем Медведевым: на гладких внутренних стенах обозначились колонны, протянулись карнизы, в барабане купола появились пилястры и арки, увенчанные балюстрадой (эта искусная живописная имитация была названа здесь "иллюзорной архитектурой"). А в промежутках - в клеймах - разместились библейские и евангельские сцены.

Нельзя не упомянуть одну характерную деталь городского пейзажа, которая неизменно вызывала восторг у всех заезжих гостей. Колокольни обоих соборов - Никольского и Успенского - были выдержаны в единой манере, отличаясь общностью архитектурных форм и приемов декора. Их так и называли - "родные сестры", которые поднялись над городом и тихонько друг с другом беседуют. При советской власти одну из колоколен - Никольскую, - не долго думая, снесли, освободив заодно город от памяти о "купеческих ухищрениях".

Мышкин начал интенсивно отстраиваться уже с начала XIX века, поэтому классицизм стал, по сути, первым и главным его стилем, своего рода эталоном городской культуры, той мерой отсчета, из которой исходило все последующее развитие. Замечательный пример этого провинциального классицизма - две усадьбы купцов Чистовых в центре города. Специалисты в первую очередь отмечают ту из них, что стоит на Рыбинской улице (в ней размещается сельскохозяйственное училище): это более ранняя постройка и, соответственно, более строго отвечавшая стилю.

Большое впечатление производит та, что смотрит одним фасадом на Соборную площадь, а другим - на Волгу, та, что еще в прошлом веке была передана хозяевами городу для размещения в ней больницы. Внушительный массивный особняк, а в основе - традиционный "дом с мезонином". Нарядный лепной карниз обегает все четыре стены. На окнах первого этажа - скульптурные маски. Тяжелая, громоздкая надстройка на крыше - ступенчатый аттик. Задний, волжский фасад проще: небольшой мезонин с широким деревянным балконом на кронштейнах. Громадная львиная маска... Наивно, но необычайно живописно. А какое богатство внутри! Широкая лестница на могучих каменных арках; живопись, покрывающая весь громадный потолок вестибюля, - летит по небу богиня весны и рассыпает цветы... Коллекция старых изразцовых печей с изумительными скульптурными вставками. В усадьбу входит еще несколько построек, в том числе и деревянная часовня с высокими окнами в виде стрельчатых готических арок. Эта мышкинская "готика" совершенно неожиданна на фоне плоских, обшитых потемневшими досками стен. И так мило-романтична...

Купец Тимофей Чистов, богатевший на хлебной торговле, был, по отзыву Ивана Сергеевича Аксакова, "умница и знаток своего дела". Вот какие замечательные слова о Мышкине оставил Аксаков в своих "Письмах из провинции": «... Мышкин - на Волге и населился выходцами из крестьянского торгового сословия, лучшего в губернии, самого предприимчивого, промышленного, трудолюбивого. В этом городе капиталистов больше, чем в Угличе, даром что в Угличе 10 тысяч жителей, а в Мышкине, который всего 30 верст от него, - 700. В Мышкине купцы богаты, имеют прекрасные дома, живут дружно между собой... Внутренней торговли нет почти никакой, и все купцы ведут оптовую торговлю. Одних яиц из Мышкина отправляют купцы в Петербург до шести миллионов! Впрочем, и крестьяне всей этой стороны (большей частью графа Шереметьева) очень богаты и ведут большую торговлю».

Пожалуй, именно купцы - люди, чье существование во многом зависело от счастливого "форта", - лучше всего поняли мудрость монастырских затворников: "Дым есть житие сие". Думаете, Мышкин был обделен судьбой, когда его обошла стороной железная дорога? Отнюдь! Мышкинцы сами от нее отказались: кому нужна эта постоянная суета - приезды, отъезды, мелькание массы случайных новых лиц?! Огромные капиталы, которыми "ворочали" здешние купеческие семьи и часть которых осела в городе в виде храмов, особняков, разнообразных богатейших коллекций, в маленьком дружном Мышкине имели совсем не тот смысл, который мы так долго и упорно стремились обнаружить (а не найдя - придумать и приписать). Здесь ни у кого не было желания "выказаться" или "шикануть", стремления во что бы то ни стало обойти соседа. Выходцы из крестьян, мышкинские купцы ощущали свой город тем первым, но едва ли не самым важным рубежом, с которого начинался их "выход в люди". Город, пусть даже маленький, но воплотивший их мечты, их стремление к достатку и воле, становился в их глазах своего рода "Святой землей", живо напоминающей о самом сокровенном. Потому и хотели они видеть свой Мышкин своей столицей и своей Родиной.

К середине XIX века Мышкин обрастает слободами. Солдатская, в восточной части, заселяется в основном отставными воинскими чинами и инвалидами, особенно активно - после кампании 1812-14 годов. (И в войне с Наполеоном не преминул городок вновь подставить плечо матушке-России: Мышкин и его уезд дали третью по всей Ярославской губернии цифру ополченцев!) На северо-западе появляется Алексеевская слобода, названная по церкви в память митрополита Алексия, основателя московского Чудова монастыря (построена в 1793 году, не сохранилась). На западе отстраивается слобода Кузнечная. Что это было за ремесло! С богатейшим многообразием здешнего кованого и просечного металла сравнится разве что только домовая резьба. Дымники, декоративные вазоны, водосборники, зонты, кресты, элементы наличников, подзоры, не говоря уже об оградах и калитках, - с величайшей любовью трудились мышкинцы для украшения своего города, для чести своей, не для славы.

Особенно трепетные ощущения возникают во время прогулок по западным кварталам. Здесь даже классической планировки не обнаружить - все какие-то холмики, возвышения, террасы. И - живописно поставленные на них дома. В большинстве своем - деревянные, а смотрятся, как вполне правомочное продолжение застройки каменной: гладкая дощатая обшивка стен, окна с гладкими откосами вместо наличников, иногда - арочные формы, разбросанные тут и там отдельные ордерные элементы.

С учреждением земств в культурную жизнь Мышкина активно входит и крупное уездное дворянство. Предводитель уездного дворянства Федор Константинович Опочинин, известный библиофил, правнук Кутузова, взялся за создание земской публичной библиотеки. 5 декабря 1875 года на уездном собрании был заслушан его доклад о необходимости открытия в городе первой публичной библиотеки. И, открывшись 1 января 1876 года, она стала достопримечательностью Мышкина. Фонд Мышкинской библиотеки был сформирован из личных книг Ф.К. Опочинина, доставшихся ему в наследство от знаменитого прадеда М.И. Кутузова, из личных книг учредителей: земского гласного П.А. Строева, адвоката К.В. Грязнова, долгие годы "безвозмездно управляющего библиотекой", пожертвований дворянина А.А. Тютчева (двоюродного брата поэта), купцов Чистовых, Лёзовых и др. Библиотека имела свой Устав, который определил цели и задачи библиотеки. Широта и глубина намерений учредителей проявляются во многих пунктах Устава. Вот один из особо примечательных: библиотека создана не для сокращения "скучных мест", "цель ее - распространение образования и просветительства", а также быть учреждением научным и "быть книгохранилищем книг редких". Создатели библиотеки подошли к формированию фонда со всей серьезностью: к концу XIX века мышкинская читающая публика, а также приезжие, могли пользоваться 12-ю тысячами книг.

Все приезжавшие в город дивились ее сокровищам. Библиотеку, по утверждениям современников, могла бы сделать честь любому губернскому городу (собрание было столь обширным, что хватило даже на филиал в соседнем Угличе).

Мышкинские книжники начали заниматься и главным своим делом - издательским, в том числе переизданием книг редких ("дабы совсем не изредчали"). Значительность действий библиофилов очевидна. Они издали "Древнюю Российскую Вивлиофику" - перепечатку с новиковского издания 1773 - 1775 годов - и ряд других книг. Издательское дело стало яркой творческой особенностью библиотеки. Другой особостью библиотеки был сбор книг с автографами и книг редких. Библиотека объединила вокруг себя мышкинское общество. В городе начались общественные вечера, стали устраиваться любительские спектакли. При библиотеке была организована метеостанция, которая имела связи с европейскими городами. Библиотека имела свой печатный "Каталог к книгам Опочининской публичной библиотеки при мышкинском земстве".

С 1901 года библиотека стала она именоваться Опочининской. Так земляки почтили память ее основателя Ф.К. Опочинина. Земцы гордились своей библиотекой. На одном из собраний они с удовольствием замечают: "Общее состояние библиотеки сейчас таково, что в ней находят средства не только для образовательных занятий, но и для серьезных научных трудов". Однажды определив цели и задачи библиотеки, мышкинские книжники выполняли их с честью и достоинством, об этом говорят документы и живые дела тех лет.
А что за любопытная фигура - уездный врач Гавриил Васильевич Костров! Собиратель останков ископаемых животных, рукописных книг, статистических сведений о местной погоде, торговле и промыслах (и публикатор их в губернской и столичной печати!), основатель общественной библиотеки при тюремном остроге - чем только не занимался этот неугомонный и разносторонне образованный человек!

Пришедшим к власти в 1917 году коммунистам не был нужен Мышкин как культурный центр, и они стремились уничтожить все, что было создано до них. Опочининская библиотека была закрыта, большая часть книг уничтожена, оставшиеся вывезены в Рыбинск и Ярославль. Все храмы закрыты, часть из них разрушена. Снесли на кирпич большую часть построек нижней приволжской части, снимали камень и плитняк с тротуаров и улиц, исчезли церкви и часовни, закрылись все функционировавшие здесь заводы. Естественно, уезжает 90 процентов коренных жителей.

В 1924-м году ликвидируется Мышкинский уезд. В 1927 году Мышкин второй раз за свою историю утратил городской статус и был превращен в село (позже ему и имя сменили, добавив обидное "о" на конце - Мышкино).

В 20-е годы совсем ненадолго становится Рыбинск губернским центром, и за этот короткий срок успевает отобрать у Мышкина и библиотеку, и музей, и метеостанцию. Краеведческое общество разогнали, объявив его деятельность лженаукой, основанный старшим братом знаменитого футболиста Бутусова спортивный клуб "Гладиатор" - один из первых в советской России - закрыли, театр и картинную галерею упразднили в целях экономии...

В 40-х годах XX века при строительстве Рыбинского водохранилища и затоплении обширных земель треть Мышкина была снесена с лица земли. От окончательного запустения город спасло строительство в 1969 году компрессорной станции Севергазпрома.

Долгие годы мышкинские краеведы В.А. Порецкий, А.С. Молочков, А.К. Салтыков, искусствовед Ю. Герчук и другие ученые добивались восстановления исторической справедливости, боролись за сохранение самобытности Мышкина. В 1966 году при активном участии В.А. Гречухина и его учеников был создан народный этнографический музей, позволивший многим мышкинцам и гостям города лучше узнать историю родного края.

Герб Мышкина

Герб города Мышкин

31 августа 1778 г., Указом Екатерины был учреждён герб города Мышкина: "В щите, имеющем зеленое поле, щиток на два разрезанный: в серебряном поле герб Ярославский; в другой части в червленом поле мышка, доказывая название сего города".

Культура

Мышкин мал, зато уютен. Воздух настоян на травах: на улицах вольготно цветут иван-чай, тысячелистник, клевер. Город не обезображен ни трубами, ни железобетонными коробками. Может, удаленность от железной дороги, а может, многолетнее разжалованное состояние помогли ему сохранить первозданность.

Архитектурных шедевров тут нет, но встретишь особняки, выдержанные в хорошем стиле, добротные деревянные дома в изысканной резьбе: “Почерк Смирновых”, – город помнит своих мастеров!

Чего только не было в этом серьезном городе! Историко-археологическое общество, картинная галерея, театр, метеостанция, поддерживающая связь со многими европейскими столицами. Мышкин был центром льноводческого района.

Жизнь в городе то замирала, то вновь начиналась. Закрыли церкви, разрушили кладбище, булыжные мостовые покрыли плохим асфальтом... Казалось, город, как и множество других, обречен на медленную безликую смерть. Куда тягаться с соседями! С одной стороны - Плес, где рисовал известно кто, с другой - Углич, где часовой завод, и тоже - известно что и известно кого... А здесь вроде не было особых красот, исторических достопримечательностей, фабрик или заводов, даже колыбели революции или контрреволюции... Были только люди. Не начальство - городская интеллигенция: учителя, музейные работники, библиотекари. Они и спасли город, как некогда маленькая мышка его основателя.

Попав в город, сразу чувствуешь настроение города - настроение, которого не встретишь нигде. Люди здесь улыбаются друг другу, живут бедно, но чувствуется, что жить им - интересно. Крошечный город в трехстах километров от Москвы даже в самые тяжелые постсоветские годы выглядел совершенно самодостаточным, интерес для жизни имел в себе самом. В городке, где сохранилось всего с десяток старинных купеческих домов, который можно пройти насквозь от пристани и центральной площади до окраин за десять минут, есть огромный музей, библиотека, картинную галерея... И эти здания не просто украшения - всюду заходят люди, всюду кипит жизнь. Книжный магазин, где сразу привлекают внимание маленькие книжки в простых белых обложках - стихи... местных поэтов!

Сегодняшние дела Опочининской библиотеки - это продолжение славных трудов мышкинских книжников. Библиотека имеет в фонде 54 тысячи книг. Созданы краеведческий сектор, отдел редкой книги, отдел книг с автографами (около 400 экземпляров). Читатели и гости города знакомятся с историей библиотеки в музее Ф.К. Опочинина, берут книги на дом на абонементе и занимаются в читальном зале. Опочининские научные региональные чтения, издательская деятельность - это важные составляющие одного из основных направлений работы библиотеки - краеведческого. Библиотека расположена в одном из лучших особняков города - в доме купца Тимофея Чистова, памятнике архитектуры второй четверти XIX века. При библиотеке организовано и издательское дело, переиздаются раритеты.

Каждый год в библиотеке проходят областные литературные Ковалевские (памяти одного из поэтов, школьного учителя Ковалева) и исторические чтения, что книжки эти, равно как и многочисленные сборники по истории Мышкина, и материалы чтений, печатаются здесь же, в двух шагах от библиотеки и музея - в старинной типографии, на тяжелых машинах высокой печати.

Еще один культурный центр, уже исключительно для детей, скрывался в советские времена за вывеской дома пионеров - на самом деле это всегда был настоящий клуб, объединявший поколения. И вся жизнь города (не только интеллигенции, но и остальных жителей) последние годы вращается вокруг трех центров: музея, библиотеки, "клуба юных друзей". Даже те, кто не причастен к работе этих центров, простые горожане, работающие на огородах, окрестных полях, на небольшом нефтяном терминале - время от времени участвуют в культурной жизни города, восстанавливают старинные памятники на кладбище, вместе празднуют годовщины его основания. Может, потому здесь почти нет пьяных, редко услышишь бранные слова. А авторитет городской интеллигенции очень высок.

Для столичных интеллектуалов такая жизнь, возможно, покажется трогательной провинциальной "игрой в столицу". Но в том-то и дело, что игра эта идет без оглядки на Москву или Питер, она совершенно самодостаточна, и если бы однажды обе российские столицы исчезли с лица земли - в Мышкине ничего бы особенно не изменилось.

Здесь свой дух, своя интонация, своя культура - и культура не "второго сорта", что видно даже по мышкинской литературе (пишущих людей в шеститысячном городке столь много, что спокойно можно употреблять такое сочетание, тем более есть свое издательство, своя газета, свои кумиры, и даже ежегодные литературные чтения).

Многие стихи, напечатанные в местных изданиях, не только талантливы, но - стилистически почти безупречны. А уникальный учебник краеведения (на самом деле - истории России, прошедшей через мышкинский уезд) читается на одном дыхании, как захватывающий роман - и одновременно тонкое аналитическое исследование сквозь биографии реальных, живших людей.

Особая культурная атмосфера, верность своей небольшой истории чувствуются в городе на каждом шагу. Все старинные дома снабжены табличками с указанием - какая семья жила здесь когда-то, и как сложилась ее судьба. По соседству, в музее - целые комнаты, посвященные быту дворянских и купеческих семейств, в библиотеке - семейные архивы... Вокруг этого выстраивается нынешняя жизнь - со своими трудностями, невыплатой зарплат, со своими радостями и трудами, со своим интересом...

Мышкин - самодостаточный город, его жизнь не зависит ни от ближних Ярославля и Углича, ни от Москвы. И если в столице почти ничего не знают об этом маленьком волжском городке, то, например, в Америке слово "Мышкин" - не пустой звук. Там, возможно, даже не в курсе, что его население всего шесть тысяч - но находят массу поводов для репортажей по "Голосу Америки", массу тем для телепередач... Но об этом чуть дальше – равно как и о главной достопримечательности Мышкина, о его главной козырной карте.

Нынешний директор мышкинского краеведческого музея, Владимир Александрович Гречухин учился в ярославском педагогическом институте, работал в Мышкине школьным учителем, корреспондентом районной газеты, а в конце восьмидесятых занялся краеведческим музеем. К этому времени (самому тяжелому для маленьких российских городов) всюду стали закрываться предприятия, почти прекратилось финансирование культурных заведений из центра, стала замирать навигация на Волге. Наступал капитализм - и пошли разговоры о том, что музеи тоже должны сами себе зарабатывать на жизнь.

Но каким должен быть музей, чтобы в удаленном от всех дорог городке (железной дороги в Мышкине тоже нет) привлекать туристов! Казалось, дело безнадежное. И, хотя в те времена местная администрация еще поддерживала музей, хотя вокруг уже собралась группа энтузиастов, объединившая работу дома пионеров, музея, библиотеки и школьных кружков - серьезных надежд на самофинансирование не существовало. Туристов приезжало не много, изредка наведывались гости из Москвы, редкие люди, переживавшие за судьбу российской глубинки, друзья города - как называет их Владимир Александрович. Один из таких людей, известный культурный обозреватель столичной газеты Илья Борисович Медовой как-то в разговоре с Гречухиным почти в шутку высказал невероятную идею. Идея была на первый взгляд настолько несерьезной, что любой другой на месте Владимира Александровича посмеялся бы и забыл - однако Гречухин за нее ухватился, пошел в городскую администрацию, что-то объяснял, доказывал...

Тогда, в 1991 году он и сам, вероятно, не подозревал, насколько изменится теперь его жизнь - и как преобразится родной город, к пристани которого будет приходить по несколько туристских теплоходов в день, на площади станут проводиться фестивали с приехавшим из Америки Диснейлендом, а музей превратится в один из важных источников финансирования городской казны...

Единственный в мире музей мыши. На длинных полках, на музейных витринах вокруг теснились тысячи маленьких и больших тряпичных, пластмассовых, деревянных фигурок. В нескольких комнатах на стенах висели сотни рисунков на "мышиную" тематику, у входной двери лежали сувениры, книги и рекламные буклеты музея (отпечатанные в мышкинской типографии, которая тоже была спасена от безработицы и обеспечена заказами на долгие годы). В 1999 году музей мыши заработал пятьдесят миллионов рублей.

На эти деньги восстанавливается кладбище и кладбищенская церковь, проводятся научные конференции, издаются новые книги. Для маленького городка это потрясающий успех. В книге почетных гостей музея на каждой странице нежатся автографы знаменитых людей Но дело даже не в этом.

Теперь музей известен во всем мире, отовсюду присылают в Мышкин фигурки, изображения мышей, петиции против мышеловок, сказки о мышах - на всех языках.

Сначала городской почте пришлось выделить для музея специального почтальона. Потом - двоих. Потом почтовое начальство развело руками и сказало: "Приезжайте за своими письмами сами!". Не удивительно - ведь в "горячие дни" музею приходит по несколько мешков корреспонденции. Такой тесной связи со всем миром не снилось и большим столичным городам! Целые бригады мышкинских школьников дежурят в музее, сортируют письма, пытаются отвечать - но всем, конечно, ответить невозможно... А иногда приходят такие письма: "Дорогой музей мыши! Ты есть, или тебя нет? Отзовись, пожалуйста! У меня нет папы и мамы, я живу в детском доме, и думаю о тебе...".

Витрины для экспозиции музея сделал мышкинец Сергей Алексадрович Овсянников, местный учитель труда - и, конечно, бесплатно. Ведь мышкинские музеи - общественные, там все на любви и доброте душевной!

Оформляла экспозицию Карсакова Лидия Александровна, художник Клуба Юных Друзей (Дома пионеров), а командовал всей этой работой ее ласковый супруг Олег Борисович, общественный директор музея. (Тут же все - общественники, Олег Борисович - один из самых-самых, он в музее вырос с первого класса до директорства!)

У музея началась добрая дружба с академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачевым и с поэтом Булатом Шалвовичем Окуджавой. Оба стали активными искателями и дарителями! И мы к ним даже в гости ездили!

Стали налаживаться связи с выдумщиками из других мест - например, с создателями Музея котов в Литве. Ростовские мастера изготовили уникальный экземпляр мышки из финифти. А московские художники придумали на "мышиную" тему даже матрешку!

Музей Мыши начал великое, всемирного масштаба дело - заложены основы науки - мышеологии! Не смейтесь, это вполне серьездно. То есть смейтесь, но с осознанием важности деяния! В основы мышеологии уже легли серьезнейшие доклады российских и германских ученых. Например, образ мыши в средневековой иконописи. Например, мышь как добрый посланец богов в средневековой литературе. Или - образ мыши в русских сказках. На-у-ка создается!

Сколько в Мышкине театров? Многие удивляются, узнав, что ЧЕТЫРЕ (при населении города 6.5 тыс. жителей). Тем не менее это так.

Театр "Столбовский Дом"
Домашний театр Опочининской библиотеки
Театр-студия Дома культуры
Театр Мыши

Все мышкинские театры любительские. В спектаклях заняты люди самых разных профессий: от сотрудников городской администрации до школьников. К сожалению, это налагает свой отпечаток: спектакли проводятся редко, обычно несколько раз в год, часто переносятся. Вместе с тем по художественному уровню постановок ведущие мышкинские театры не уступают профессиональным.

В один из сентябрьских дней к городской пристани пришвартовался теплоход "Александр Пирогов" с американцами на борту. Туристы-толстосумы, гуляя по Мышкину, случайно забрели в местный детский дом, увидели небольшое помещение, давно не видевшее ремонта, протекающую крышу и... прослезились.

В тот же вечер на центральной палубе теплохода был установлен стенд с изображением протекающей крыши и график, показывающий поступление средств на ее ремонт: чем больше становилось денег - тем ремонт "шел" быстрее. В итоге каждый американец выложил в среднем по 30 долларов. В казну детского дома поступило около 2 тыс. долларов.

Экономика

Близ Мышкина находятся 4 газокомпрессорных цеха объединения "Севергазпром", не давшие городу в своё время окончательно исчезнуть с лица Земли, нефтеперекачивающая станция.

В Мышкинском районе выращивают пшеницу, овёс, ячмень, картофель, лён. Развито мясомолочное скотоводство, птицеводство.

Из природных богатств района следует отметить месторождения глин.

Транспорт

Единственный вид городского транспорта в городе - это волжский паром.

Мышкинский паром

Многие, когда слышат слово "паром", представляют себе белоснежные теплоходы, бороздящие просторы Средиземного, Эгейского и других южных морей. Мышкинский паром - это громоздкое допотопное сооружение, которое тем не менее успешно выполняет свою функцию: перевозит людей, грузы и технику из Мышкина на правый берег Волги и обратно. Когда-то подобных переправ на Верхней Волге было много, сейчас осталось две: в Мышкине и Тутаеве. Рано или поздно в Тутаеве построят мост (он необходим, город разделен рекой на две части). Тогда мышкинский паром останется единственным.

Паром ходит из Мышкина каждый час, начиная с 7 часов утра и до 20 часов. Нет рейса в 13 часов (обеденный перерыв). Время в пути около 10 минут. Отправление с правого берега - через 30 минут после отправления из Мышкина.

Из Москвы можно добраться следующим образом: поезд № 602 Москва - Рыбинск до станции Волга (мышкинцы называют ее "Волга-станция"), далее автобусом около 20 км. Другой способ попасть в Рыбинск: к поезду № 642 Москва - Сонково цепляется много прицепных вагонов, на одном из них надо доехать до Углича, далее автобусом примерно 40 км. К сожалению, этот поезд не ежедневный.

Фото: Автор

Использованы материалы:

Н. Грашин "Меньшой брат городов Ярославских"

http://www.diix.narod.ru

http://www.myshkin.ru
http://www.tours.ru
http://www.mojgorod.ru
http://www.tourism.adm.yar.ru
http://www.infoflot.ru

 

 
vobbler@rbcmail.ru
Хостинг от uCoz