Сергей
Яковлевич Лемешев родился 10-го июля (27-го июня по старому стилю)
1902 года в деревне Старое Князево Новоторжского уезда Тверской
губернии в бедной батрацкой семье. В деревне, где, как он вспоминал,
"разве что глухонемые не поют".
Певческий
дар он получил по наследству - и мать и отец будущего великого тенора
были очень одаренными людьми. Но свою жизнь с музыкой Сергей Яковлевич
связал не сразу. В 1914 году после окончания четырёхклассной Князевской
школы Сергей уезжает в Петербург учиться сапожному ремеслу. Всё
привлекало его в большом городе, но ничто так не волновало воображение,
как синематограф, эстрада и театр. Вернулся он на родину в 1917
году.
Сразу
же по возвращении Сергей вступает в артель сапожников в деревне
Стренёво. После Петербурга Сергея тянуло к театру. Как раз к этому
времени относится открытие в стренёвской школе драматического кружка.
Его основателем и организатором и была сельская учительница из соседней
деревни Рождество Екатерина Михайловна Прилуцкая.
Первый
спектакль, в котором Сергей выступал, был поставлен по пьесе А.Н.Островского
"Бедность не порок". В ней ему досталась роль приказчика
Мити.
После
революции Лемешев попадает в дом Николая Александровича Квашнина.
В прошлом страстный театрал, он открыл
в своём доме театр. Пьесы, ставившиеся в этом театре, писал он сам.
Другие брались из репертуаров столичных театров. Именно здесь Сергей
впервые услышал музыку великого Чайковского. Знакомство с ней началось
с разучивания арии Ленского из оперы "Евгений Онегин".
Образ пылкого поэта до конца жизни будет его путеводной звездой.
Затем были романсы Чайковского, ария Левко из "Майской ночи"
Римского-Корсакова, ария Владимира Игоревича из "Князя Игоря"
Бородина, романс Надира из "Искателей жемчуга" Бизе и,
конечно же, русские песни.
Отсюда
в студёную зиму 1919 года ушёл он попытать своё счастье - выступить
в Твери. С этим городом связано многое в биографии Сергея Яковлевича
Лемешева. Здесь прошла его юность, проходило становление его мировоззрения.
Первое упоминание тверского периода жизни Сергея Яковлевича относится
к его пребыванию в Тверской губернской школе советской и партийной
работы. Сюда он был зачислен в феврале 1920 года и окончил обучение
в марте того же года.
Учёба
в школе была ступенькой для поступления в не менее известную тогда
в Твери Кавалерийскую школу имени Коминтерна. Сюда Сергей поступил
в мае того же 20-го года. Во время обучения в школе Лемешев выступет
в концертах художественной самодеятельности. Всё могло бы ей и закончиться,
если бы не знакомство с Николаем Михайловичем Сидельниковым - театральным
композитором, дирижёром, скрипачом, пианистом, певцом и педагогом.
В 1919 году он дал возможность Сергею публично выступить в клубе
III Интернационала. Затем начались регулярные занятия до 1921 года
в 1-й Государственной музыкальной школе.
Осенью
1921 года Сергей Лемешев становится студентом Московской консерватории.
В 1925 году он заканчивает консерваторию. Потом - дебют в Свердловском
театре оперы и балета, выступления в русской опере в китайском Харбине
и в Тбилисском театре оперы и балета.
С
1931 года С.Я.Лемешев - солист Большого театра СССР. Его голос -
лирический тенор - необыкновенно мягкого и светлого тембра почти
сразу снискал популярность и любовь поклонников оперного искусства.
Тем не менее, Лемешев был большим тружеником и тщательно работал
над каждой оперной партией. А их было много: Ленский ("Евгений
Онегин"), Берендей ("Снегурочка"), Звездочет ("Золотой
петушок"), Индийский гость ("Садко"), Владимир Игоревич
("Князь Игорь"), Боян ("Руслан и Людмила"),
Герцог ("Риголетто"), Альфред ("Травиата"),
Альмавива ("Севильский цирюльник") и другие.
Лемешев был также непревзойденным камерным певцом и спел все романсы
Чайковского в цикле из пяти концертов.
С.Я.Лемешев
скончался 26-го июня 1977 года на 75-м году жизни, похоронен на
Новодевичьем кладбище.
В
середине восьмидесятых на родине Сергея Яковлевича Лемешева, в деревне
Князево, был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о жизни
и творчестве артиста.
Музей
Лемешева является филиалом Тверского областного государственного
объединённого историко-архитектурного и литературного музея.
Использованы
материалы:
|