Канал
имени Москвы - одно из важнейших сооружений XX века. Он является
основной водной магистралью, соединяющей реку Москва с Волгой.
Канал
представляет собой комплексное гидротехническое сооружение, обеспечивающее
водоснабжение Москвы, обводнение рек, протекающих через столицу,
и водно-транспортную связь московского промышленного района с единой
глубоководной системой Европейской части РСФСР.
В
системе канала более 240 крупных гидросооружений, в том числе 11
плотин (8 земляных и 3 железобетонных), 11 шлюзов, 8 гидроэлектростанций
небольшой мощности, 5 насосных станций, 8 заградительных ворот для
перекрытия и осушения отдельных участков канала, 15 мостов, 2 туннеля
под каналом, водоспуски, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская
и в Химках - Северный речной порт Москвы), а также многочисленные
пристани местных линий.
Берега
канала укреплены камнем, железобетонными плитами и вертикальным
железобетонным шпунтом.
С
постройкой плотин на канале образовались водохранилища: Химкинское,
Клязьминское, Учинское, Пестовское, Икшинское и Иваньковское. Общая
площадь водохранилищ 327 км2, полный объем 1,46 кубических километров.
Протяженность
канала имени Москвы от реки Москва (причал Щукино) до Иваньковского
гидроузла (причал Большая Волга) составляет 124 км, из них лишь
на протяжении примерно 20 км он использует водохранилища, образованные
в долинах рек, а на остальном протяжении это искусственно укрепленное
ложе шириной 85 и глубиной 5,5 м. На протяжении 32 км канал пролегает
в выемках, глубина которых достигает местами более 20 м. На протяжении
8 км он проходит высоко над окружающей местностью в мощных насыпных
дамбах высотой местами до 14 м.
Рельеф
Рельеф
трассы судоходно-водоводного канала хотя и характеризуется целым
рядом отдельно расположенных возвышенностей, но в общем обладает
четко выраженной закономерностью. Нормальный летний горизонт воды
в Волге в начале канала у села Иваньково, равен 107,0 м над уровнем
Балтийского моря (условно принятого за 0), а у конца, т. е. ниже
Перервинской плотины, 113,6 м. Таким образом разница горизонтов
в начальной и конечной точках канала равна всего 6,6 м. Однако на
своем пути канал встречает возвышенности, достигающие в отдельных
случаях отметки почти 180 м над уровнем Балтийского моря, т. е.
расположенные выше начальной точки на 73 м и выше конечной - на
66 м.
Преодоление этих природных препятствий на пути сооружений канала
было возможно только путем:
|
Подъема существующего нормального горизонта воды
в начальной и конечной точках канала на Волге и Москва-реке
посредством соответствующего подпора; |
|
Искусственного подъема подаваемой по каналу воды и плавающих
по нему судов на последующие возвышенности и пересечения (прорези)
отдельных возвышенностей специальными выемками. |
В
результате тщательных технико-экономических расчетов и проектировок
оказалось целесообразным поднять уровни воды: на Волге в месте забора
воды в канал до отметки 124 м путем подпора от Иваньковской плотины
и на Москва-реке до отметки 126 м путем подпора от Карамышевской
плотины на Москва-реке. Наконец на самом высоком водораздельном
участке канала (от Икши до Химки) оказалось целесообразным установить
уровень воды на отметке 162,1 м.
В
связи с этим подаваемая по каналу в Москва-реку вода должна искусственно
подниматься на 38-45 м (в зависимости от сработки Иваньковского
водохранилища). Плавающие же по каналу суда при заходе из верхнего
бьефа (т.е. от г. Твери) поднимаются на ту же высоту, а при движении
с нижнего бьефа (т.е. от города Углича) - на 55 м с тем, чтобы далее,
при выходе в Москва-реку, вновь опуститься на 36 м до с. Карамышево
и еще на 6 м до с. Перервы.
Указанные
подъем и спуск преодолеваются на канале рядом ступеней.
Северный
склон канала между Икшинским и Иваньковским водохранилищами имеет
протяженность 74 км. На нем находятся пять шлюзов (№ 6, 5, 4, 3
и 2), а вместе со ступенью при Иваньковском узле (№ 1) - шесть.
Все
шлюзы ступеней однокамерные, с напором около 8 м каждый. Разность
высот уровней водораздела и Иваньковского водохранилища составляет
38 м.
Южный
склон канала имеет протяженность 4 км. На этом склоне расположены
два двухкамерных шлюза (№ 8 и 7). Разность высот уровней водораздела
канала и Карамышевского гидроузла на реке Москва составляет 36 м.
Водораздельный
бьеф ограничен шлюзами № 7 (город Химки) и № 6 (поселок
Икша). Его протяженность 50 км.
Всего
на канале 9 бьефов, из которых наибольшие:
|
Водораздельный, ограниченный шлюзами № 6 и 7,
протяжением 50,1 км. Этот участок канала включает в себя Химкинское,
Клязьминское, Учинское, Пестовское и Икшинское водохранилища,
через которые проходит 25 км трассы канала; |
|
Дмитровский между шлюзами № 2 и 3 протяжением 43,5 км; |
|
На Москва-реке - Перервинский между Перервинской и Карамышевской
плотинами. |
В
каждом из указанных бьефов трасса канала проходит частью в выемках,
частью в насыпях, т. е., то прорезая выемками возвышенности, то,
наоборот, возвышаясь над окружающей местностью в специальных насыпях
- дамбах. Наиболее глубокие выемки находятся: на Клязьминско-Химкинском
водоразделе глубиной 23,5м и на Лесозаводском бугре, между шлюзами
№2 и 3, глубиной свыше 17м.
Трасса
канала
От
Иваньковского водохранилища трасса судоходно-водоводного канала
направляется на юг с небольшим отклонением на юго-восток к Дмитрову.
На этом участке в 4 км от Волги канал пересекает р. Сестру, которая
пропускается в трубу под каналом. Далее, в связи с подъемом местности
на 14-м км от Волги сооружен шлюз № 2, по которому суда, идущие
с Волги, поднимаются на 6-9 м (в зависимости от уровня воды в Иваньковском
водохранилище). Подаваемая же по каналу вода поднимается здесь при
помощи специальных насосов, размещенных в построенной рядом со шлюзом
насосной станции.
На
всем участке до Дмитрова канал проходит по лесистой, сильно заболоченной
местности, пересекая ряд болот (Бугай-Зерцаловское, Дядьково-Петраковское,
Татищевское) и отдельные возвышенности (Лесозаводский, Михайловский,
Оревский и другие бугры).
Южнее
Дмитрова канал идет по долинам рек Яхрома и Икша почти меридианально,
вдоль Савеловской ж.д. линии до станции Икша. Здесь канал делает
резкий поворот на юго-восток, придерживаясь долины речки Черной,
по которой и следует до впадения ее в реку Вязь, близ села Пестово.
Отсюда
канал направляется к югу, прорезает водораздел между реками Вязь
и Уча и, повернув на юго-запад, входит в долину реки Клязьмы, по
которой и следует до 106-го км. По выходе из долины р. Клязьмы канал
снова принимает южное направление и пересекает так называемой "Глубокой
выемкой" Клязьминско-Химкинский водораздел южнее ст. Хлебниково.
Далее канал проходит долиной реки Химки и спускается по крутому
склону Волжско-Московского водораздела в Москва-реку у села Щукино.
Продолжением
канала за Щукино служит уже сама Москва-река, капитально реконструированная
постройкой двух гидроузлов - Карамышевского, несколько ниже Серебряного.
Бора, и Перервинского, близ ст. Люблино Дзержинской ж.д.
От
судоходно-водоводного участка канала в долине р. Химки отделяется
к западу специальный деривационный канал, по которому осуществляется
основной сброс обводнительной воды в Москва-реку, используемой одновременно
для получения гидроэнергии на Сходненской гидроэлектростанции.
Предназначенная
для питьевых целей волжская вода подается к городу по специальному
водопроводному каналу, отделяющемуся от судоходно-водоводного участка
канала в восточной его части, у образованного подпором р. Уча (у
села Акулово) Акуловского водохранилища.
Гидрометеорология
В
районе канала имени Москвы преобладают западные и северо-западные
ветры, повторяемость которых 17—19 %. Самые ветреные месяцы -- май,
сентябрь, октябрь. Осадков в районе трассы канала выпадает в среднем
550 мм в год. Иногда наблюдаются кратковременные ливни, резко ухудшающие
видимость даже днем. Число дней с туманами за навигацию в среднем
составляет 4—5 в месяц. Чаще всего туманы отмечаются в августе—ноябре.
С апреля по июль туманы редки, в среднем 1—2 дня в месяц. Питание
канала осуществляется в основном за счет перекачки воды из Иваньковского
водохранилища и лишь 10 % за счет стока с бассейна водосбора. В
навигационный период по всей трассе канала, как правило, поддерживаются
проектные уровни воды с незначительными колебаниями из-за неравномерного
водопотребления и неравномерной работы насосных станций. Течение
в канале слабое; только на подходах к шлюзам северного склона канала
возникают течения, вызванные работой насосных станций и шлюзов.
Скорость этих течений при работе насосных станций составляет около
1 км/ч, а при работе шлюзов удваивается. Работа насосных станций
создает в нижнем бьефе затяжное, а в верхнем — свальное течение.
Ветровые волны достигают максимальной высоты 0,7—0,8 м на Пестовском
и Клязьминском водохранилищах.
Водохранилища
Канала им. Москвы
Водохранилища
– Иваньковское, Химкинское, Клязьминское
(Пироговское), Пяловское,
Учинское, Пестовское, Икшинское,
Яхромское, - построенные на базе подпора рек Волги, Икши, Вязи,
Кокотки, Учи, Яхромы, Клязьмы, представляют единую связанную каналом
водную систему. Особняком от нее стоят отделенные плотиной Учинское
и Яхромское водохранилища.
Иваньковское
водохранилище
Московским
морем чаще всего называют Иваньковское водохранилище, образованное
подпором реки Волги плотиной ГЭС у деревни Иваньково Калининской
(Тверской) области. Заполнение водохранилища началось 23 марта 1937
года.
Иваньковское
водохранилище является головным сооружением канала имени Москвы
и источником его питания. Около 30% стока воды поступает в канал,
а 70% - в Угличское водохранилище. Площадь водохранилища составляет
32700 га. Разлив по пойме Волги простирается на 80 км (до устья
реки Шоши), а по реке Шоше - на 30 км. Наибольшая его ширина - 12
км.
По
форме водохранилище разделяется на три плеса: Волжский - от Твери
до города Конаково, Шошинский - образованный разливом подпруженной
реки Шоши (правого притока Волги), от города Тургиново до устья
этой реки, Иваньковский - от города Конаково до Иваньковской плотины.
На
просторах Московского моря насчитывается 291 остров, из них 8 имеют
площадь от 150 до 750 га. Большая часть островов заболочена и поросла
лесом.
Длина
береговой линии водохранилища составляет 520 км. Оно является самым
большим водоемом вблизи столицы. Сами берега Московского моря отлогие,
низменные, с преобладанием галечных, глинистых, илистых и торфяных
почв, поросшие лесом, в основном хвойным. На водосборе почвы подзолистые
и болотные, растительность представлена смешанным и хвойным лесом,
луговыми и болотными травами, сфагновыми мхами.
Ложе
водохранилища волнистое. Средняя глубина 3-4 м, максимальная в русле
у плотины-19 м. Период вскрытия водохранилища - 16 апреля, замерзания
- 16 ноября.
Вода
Иваньковского водохранилища мягкая и бедна минеральными веществами,
с большим количеством растворенных органических веществ растительного
происхождения, что придает воде желто-бурую окраску. Уровень воды
с мая по декабрь постоянный, а за зиму снижается на 5,5 м. К концу
зимы остается не более одной четверти начальной площади водохранилища.
Водохранилище
наполняется главным образом в весенний период при прохождении паводка.
Излишняя
вода, сбрасываемая в нижний бьеф Иваньковской плотины, используется
также на гидростанции для получения гидроэнергии.
На
восточной оконечности водохранилища у входа в аванпорт волжского
1-го шлюза возвышается гранитная статуя В. И. Ленина (скульптор
С. Д. Меркуров). Напротив неё раньше стоял и не менее величественная
фигура И.В. Сталина. В шестидесятых годах по распоряжению Н.С. Хрущёва
памятник был взорван, сохранилась лишь бетонная площадка, окружавшая
постамент. Сохранившаяся фигура В.И. Ленина является одним из самых
больших его изображений в мире.
Клязьминское
водохранилище
Клязьминское
водохранилище - рекообразного типа. Длина его 25 км, ширина 1 км.
Площадь 1584 га. Разлив по пойме невелик. Через весь водоем проходит
русло реки Клязьмы. Правый берег его крутой, левый отлогий. По берегам
сосновые и смешанные леса, кустарник. Средняя глубина водохранилища
6 м, наибольшая - 18 м. Грунты песчаные, суглинистые, заиленные.
Дно сильно закоряжено.
Пироговское
водохранилище
Так
называют часть Клязьминского водохранилища, от плотины и до канала
имени Москвы протяжённостью около 10 км и шириной местами более
километра. Глубина у плотины 18 м, у деревни Сорокино и насосной
станции до 20 м, по руслу реки Клязьмы – 11 м.
Водохранилище
имеет несколько заливов: у плотины, у пансионата, разветвляющийся
на два рукава, у деревни Терпигорево, у западной стороны пансионата,
западнее деревни Сорокино у кладбища, у бухты Радости и последний
- западнее насосной станции, против здания спецпансионата.
Пяловское
водохранилище
Пяловское
водохранилище образовано на реке Уче. По берегам его расположены
деревни Аксаково, Юрьево, Витенево, Пруссы, Никульское, Степаньково,
пристани Аксаково, Солнечная Поляна. Длина водохранилища от деревни
Аксаково до Пяловской плотины 7 км, длина по каналу - 3,6 км. Максимальная
ширина достигает 0,7 км. Площадь 627 га.
Северный
берег Пяловского водоема низкий, пологий, большей частью лесистый,
вдоль плотины - заболоченный, поросший камышом. Южный берег пологий,
лесистый, только у деревни Пруссы он становится крутым и безлесным.
Средняя
глубина водоема около 4 м, максимальная - 12 м. Дно водохранилища
суглинистое, местами песчаное, заиленое.
Пестовское
водохранилище
Пестовское
водохранилище образовалось при сооружении канала имени Москвы. Плотина,
построенная на реке Вязь, затопила ее пойму и притоки рек Черной
и Кокотки. Образовавшийся водоем соединили с Учинским водохранилищем
судоходным каналом, протяжением 3 км. Начинается он от деревни Пестово.
Длина
водохранилища 7 км, ширина от деревни Подольниха до Хвойного Бора
- 1,2 км. Площадь 1136 га.
Основной
плес Пестовского водоема проходит от плотины в северо-западном направлении,
вначале по реке Вязь, затем от канала по пойме реки Черная и тянется
до судоходного шлюза, расположенного недалеко от станции Трудовая
Савеловской железной дороги. По середине плеса проходит главный
фарватер, по которому движется водный транспорт с Волги в Москву
и обратно.
От
канала на северо-восток уходят два судоходных залива. Один по пойме
реки Вязь до деревни Тишково - Тишковский, а второй по руслу Кокотки,
на западном берегу которой находится деревня Михалево,- Михалевский
залив. По середине их проходит фарватер для движения местного водного
транспорта, с пристанями у деревень Тишково и Михалево.
Ближе
к северному берегу водоема, против канала, возвышаются два лесных
острова, а на противоположной стороне раскинулась бухта Большая
заводь. Вблизи плотины на южном берегу стоит дом отдыха.
Северо-западнее
канала, в 2,5 км, расположились деревни Румянцеве и Подольниха,
а севернее ее, на другом берегу, деревня Долгиниха. За островами
по северному берегу тянется большой лесной массив - Хвойный бор.
Здесь москвичи любят собирать ягоды и грибы, которые в этих местах
в изобилии.
От
деревни Драчево до деревень Румянцево и Канаиха берег низкий, заболоченный,
поросший камышом, от Румянцево до плотины - низкий, незаросший.
Берег водохранилища у впадающих в него рек Вязи и Кокотки высокий,
обрывистый, песчаный.
Рельеф
дна и глубины водоема разнообразны. В руслах рек они достигают 10-12
м, на плесах не превышают 5-7 м, а прибрежная часть совсем мелководная.
Грунты в водохранилище торфянистые, песчаные и суглинистые, заиленные.
Основная часть ложа сильно закоряжена.
Уровень
воды во все времена года изменяется незначительно, что благоприятно
сказывается на жизни самых разнообразных рыб.
Учинское
водохранилище
В
стороне от судового хода, восточнее Пяловского водохранилища, отделенное
от него земляной плотиной, в долине Учи широко разлилось Учинское,
или Акуловское, водохранилище, самое обширное в системе канала -
его площадь - 20 кв. км и емкость - около 140 млн. куб. м.
Его
северо-западный рукав такой же плотиной отделен от Пестовского водохранилища,
лежащего далее на трассе канала. Пяловская и Пестовская плотины
оборудованы фильтрующими сооружениями, благодаря которым в Учинское
отстойное водохранилище поступает вода, очищенная от загрязнения.
У Пяловской плотины, несколько западнее города Пушкино, берет начало
большой водопровод, по которому волжская вода поступает в водопроводную
сеть Москвы. Учинское водохранилище является водоохранной зоной.
В
районе города Пушкино находятся также две небольшие гидроэлектростанции,
использующие падение избыточной волжской воды, сбрасываемой в русло
Учи.
История
строительства
О
соединении реки Москвы с Волгой, как и о многих других вариантах
перестройки внутренних водных путей России, задумывался еще Петр
I. Выясняя возможности постройки такого канала, неугомонный монарх
не раз выезжал в город Дмитров, лежащий посередине кратчайшего пути
между Москвой и Волгой.
Но
причиной строительства канала, соединившего Волгу и Москву, послужили
не только потребности судоходства. Разросшаяся к концу XIX века
Москва требовала все больше воды и часто сидела на голодном водном
пайке, особенно в засушливые годы.
Уже
работали новые Ходынский, Преображенский, Андреевский и Артезианский
водопроводы, потом новый Мытищинский. Вся городская сеть давала
населению 3,5 млн. ведер воды в сутки, что было очень мало.
В
1917 году город получил воду из Рублевского водопровода, вода пошла
на Воробьевы горы, центр был более или менее обеспечен, но тогда
же дала о себе знать промышленность, которая потребляла все больше
и больше воды.
К
началу 30-х годов Москве не хватало питьевой воды. Рублевский водопровод
не мог обеспечить растущие потребности столицы в воде. Река Москва
настолько обмелела, что ее можно было перейти вброд напротив Кремля
в том месте, где сейчас стоит Большой Каменный мост. Вся водопроводная
сеть подавала в город 15 млн. ведер воды. А население возросло до
3-х млн. человек.
И
вот тогда взоры обратились к далекой от Москвы Волге. Только эта
полноводная матушка-река могла спасти растущий город от безводья.
Но Волга текла за холмами, севернее Клинско-Дмитровской гряды, высота
которой достигала почти шестидесяти метров над уровнем Москвы-реки.
Прорыть канал подобной глубины казалось затеей безумной, тем более
что расстояние — 128 километров по прямой!
Как
бы мог выглядеть канал? Возможны были различные варианты. Из-за
своей сравнительной близости к Москве место Волги могла занять Ока.
Но этот вариант был отвергнут - обеспечить такой город как Москва,
водой под силу только достаточно крупной полноводной реке с большим
расходом воды даже в засуху.
Впервые
вопрос о строительстве канала Москва-Волга был поставлен на июньском
пленуме ЦК ВКП(б) в 1931 году, когда обсуждался вопрос о реконструкции
Москвы и городов СССР. Было вынесено решение о разработке проекта
соединения Москвы-реки с Волгой: «…ЦК считает необходимым коренным
образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения
ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно
с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта
этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные
работы по соединению Москвы-реки с Волгой».
Проектные
работы вели специалисты «Москаналстроя», который был организован
при Моссовете в 1930 г. Одним изруководителей этой организации в
то время был опытный инженер-гидростроитель Иван Семенович Семенов
- признанный мастер трассировки каналов.
Главным
инженером Москаналстроя (позже реорганизованного в Управление) был
назначен руководитель кафедры гидротехническихсооружений Московского
института инженеров транспорта профессор Александр Иванович Фидман.
В группу проектировщиков также входили: Георгий Семенович Михальченко
- специалист по земляным плотинам, Николай Владимирович Васильев
- инженер по проектированию шлюзов, Александр Иванович Баумгольц
- мастер по гидромеханизмам и, в частности, по насосам. В ядро проектного
управления вошел профессор Владимир Дмитриевич Журин - молодой и
энергичный организатор,за плечами которого был опыт строительства
канала в Средней Азии. Инженер Жук привез сюда свой технический
опыт и большой талант организатора.
Выбор
трассы канала по принятому Дмитровскому направлению в основном зависел
от рельефа местности и геологических условий. В избранном направлении
канала имелось два характерных участка, по которым при всех обстоятельствах
должна была проходить его трасса; это, во-первых, долина реки Яхромы
от Дмитрова до станции Яхрома и, во-вторых,
Фоминское болото, расположенное в юго-восточном направлении от станции
Икша и имеющее самые низкие отметки при
пересечении Клинско-Дмитровской гряды.
Применительно
к этим двум опорным точкам и было проработано несколько десятков
вариантов трассы канала, отличающихся друг от друга отдельными отклонениями
на различных участках.
После
долгих споров 20 мая 1932 г. Московский горком партии выбрал «Дмитровский»
проект, это был "машинный" вариант, то есть вода поднималась
на уровень 38 метров пятью каскадами насосных станций.
На
следующий день инженерные группы уже обозначали колышками будущую
трассу.
Трасса
канала должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой
и Москвой: расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны,
впадающей в Волгу, было 130 км.
Про
стройку писали, что на ней работало около 200 экскаваторов — до
тех пор ни одно строительство мира не имело такого экскаваторного
парка... Однако известно, что грузовики и тракторы появились на
стройке в 1936 году, когда основные работы были закончены. Русло
рыли кирками и лопатами, грунт вывозили на ручных тачках. По словам
Николая Федорова, краеведа, редактора газеты "Дмитровский вестник",
"движение тачек было настолько интенсивным, что даже стояли
регулировщики".
На
строительстве канала впервые появились гидромониторы, освоенные
инженером Николаем Дмитриевичем Холиным. Насосные системы были построены
на Московском заводе «Борец».
Для
обслуживания строительства было проложено 700 км железнодорожных
путей.
Сейчас
ни для кого не секрет, что основная рабочая сила, громадная часть
рабочей армии, возводившей не виданное доселе по масштабности и
важности сооружение, были так называемые «каналармейцы», как их
называли в те годы.
А.И.
Солженицын, исследуя в «Архипелаге ГУЛАГ» трагическую хронику сооружения
канала Москва-Волга, начинает исповедь с Беломорстроя. «Говорят,
за зиму с 1931 на 1932 г. вымерло около 100 тысяч человек. Это на
Беломорстрое, а канал Москва-Волга строился в два раза дольше по
сравнению с Беломорско-Балтийским каналом, и можно себе представить,
сколько же наших соотечественников покоятся на берегах этого канала».
В
Борисоглебский мужской монастырь, расположенный в Дмитровском районе
Московской области, привозили заключенных со всех тюрем страны.
В храме был сортировочный пункт. Людей распределяли по участкам
Дмитлага - так называли строительство.
По
некоторым данным, на строительстве канала имени Москвы работало
больше миллиона человек. Сколько из них погибло, не может сказать
никто. Могилами тысяч заключенных стали окрестные леса, дамбы, бетонные
стены канала. Памятный крест - один на всех - установили на берегу
несколько лет назад.
После
завершения работ и пуска канала было торжественно объявлено решение:
«Досрочно освободить за ударную работу на строительстве канала Москва-Волга
пока 55 тысяч заключенных». Но льготы были предоставлены в основном
«бытовикам». «Тех же, кто был осужден по 58-й статье, лишили всех
заработанных льгот и отправили этапом в различные лагеря: в Куйбышев,
в Рыбинск, в Ухтинский лагерь».
Вскоре
землекопов и бетонщиков сменили монтажники, архитекторы, художники
и... садоводы. Ранней весной 1937 г. канал был закончен. Остались
позади огромные работы, когда были прорезаны холмы, намыты высокие
дамбы, воздвигнуты железобетонные коробки шлюзов. Но в канале было
сухо, он все еще стоял без воды.
23
марта 1937 г. последовало решение «остановить Волгу», то есть приступить
к наполнению Московского моря и канала.
Течение
реки было остановлено на 3 минуты. Затем щиты были приподняты на
25 см, через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бьеф
Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении. Одновременно
с Волгой реки Икша, Уча, Клязьма своими весенними водами заполнили
будущий водяной мост канала.
Через
13 дней был отдан приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить
на восток излишние волжские воды. Волга была окончательно покорена.
17
апреля вода наполнила все 128 км канала. Работы на канале имени
Москвы были начаты в конце 1932 года и завершены весной 1937 года
— в течение 4 лет и 8 месяцев. В майские дни того года первые волжские
пароходы, празднично украшенные, прошли по каналу и стали на якорь
у стен Кремля.
На
канале же имени Москвы впервые в крупных масштабах применилась почти
исключительно советская техника. Сложное оборудование и механизмы,
смонтированные на канале, — также отечественного производства.
В
итоге был выполнен рекордный для того времени объем работ: перемещено
154 млн. куб. м грунта, уложено 2,9 млн. куб. м бетона и железобетона,
установлены металлические конструкции общим весом около 35 тыс.
т.
До
1947 года канал не имел собственного имени, и этому есть основание.
Поторопились, просчитались. Наиболее распространенное в те годы
уже было, явно поспешно, присвоено Беломорско-Балтийскому каналу.
Присваивать новому каналу Москва-Волга другое, менее значимое имя,
считалось непозволительным. Выручил восьмисотлетний юбилей Москвы.
И как подарок столице канал стал называться ее именем — канал имени
Москвы!
Канал
- уникальное архитектурное сооружение, как бы громко ни звучала
эта фраза. Построенный с перспективой на сто лет вперед, он не уступает
другим искусственным и естественным водным путям. Даже сейчас, когда
единая глубовая система Европы составляет 4 метра, здесь это гарантированные
5,5 метра. Ни в России, ни за рубежом нет ни одного речного судна,
которое не смогло бы пройти по каналу "Москва - Волга"!
Пропускная
способность канала вполне сравнима с общим объемом грузов, доставляемых
в Москву железнодорожным транспортом.
Канал
сегодня
Канал
сегодня работает с полной нагрузкой. Узким местом во всей этой водной
системе оказалось Иваньковское водохранилище. Объем воды в нем —
несколько больше 1 км3 — уже недостаточен для канала. Поэтому стали
возникать новые проекты водоснабжения Москвы.
Спустя
более полувека можно утверждать, что канал выполнил и продолжает
выполнять возложенную на него роль: поставлять чистую воду для Москвы,
служить водным путем, соединяющим столицу со всеми морями Европейской
части России. Также канал стал местом отдыха и туризма для москвичей
и гостей столицы.
Фото:
Автор
Использованы
материалы:
|